Представим себе, что Вы, читающий эти строчки, впервые оказались в Хамовниках. Полюбуйтесь панорамой района с Ленинских гор (сегодня, впрочем, им возвратили птичье имя царских времен, когда всё, что оказалось на высоком правом берегу Москвы-реки, уже было за городской чертой, и предпочли проигнорировать подписанный именно В.И. Лениным Генеральный план развития Москвы, сообразно которому весь прекрасный природный анклав, простиравшийся от Садового кольца до Окружного моста, объявлялся заповедной зоной, свободной от вырубки зелёных насаждений и всевозможной застройки). После этого Вы непременно захотите пройтись по какой-нибудь из красивых улиц, ведущих от Лужников к центру города. Пусть это будет Большая Пироговская улица, носящая имя легендарного хирурга Николая Ивановича Пирогова. Минуя древние стены Новодевичьего монастыря, с уважением взирая на внушительные медицинские учреждения, остающиеся по левую руку, Вы непременно задержитесь у развилки, где от Большой Пироговки (так ее именуют старожилы Москвы) отходит небольшая улица имени выдающегося военного хирурга Николая Николаевича Еланского, отмеченная Институтом акушерства и гинекологии имени профессора В.Ф. Снегирева.
Улица Н.Н. Еланского и фасад Института имени В.Ф. Снегирева
Это великолепное здание является первым в Клиническом городке, который Вы уже прошли, шагая по Пироговке. Рассказ о московском сердце медицины (знаменитая «Аллея жизни», начинающаяся от великого акушера Снегирева и заканчивающаяся великим патанатомом Абрикосовым) потребует отдельной главы в нашем повествовании во славу Хамовников. А пока, остановившись у развилки Пироговки и улицы Еланского, вы не сможете не обратить внимания на зелёный остров, при входе в который стоит великолепный памятник великому
детскому врачу Нилу Федоровичу Филатову.
Памятник Н.Ф. Филатову работы знаменитого скульптора В.Е. Цигаля.
Открыт в мае 1960 года. Благородный облик врача, спасшего множество
детей в условиях огромной детской смертности в царской России,
заставляет каждого остановиться у входа в сквер и задуматься о вечности.
Почтив память великого друга детей, мы оказываемся на территории сквера Девичьего поля. От памятника расходятся аллеи, идущие как вдоль Пироговки, так и вдоль улицы Еланского. Сразу же нельзя не восхититься прикрывающими Вас от невзгод, грозящих с неба, кронами вековых лип и тополей, создающих неповторимый уют и вовлекающих в романтические грёзы.
Девичка… Милая Девичка! Тот, кто вырастал среди этих аллей, будет в своей заветной памяти возвращаться сюда снова и снова.
Тому, чьи годы детства, начиная с самого нежного возраста, прошли именно в этих аллеях, они будут сниться всю жизнь. Здесь можно было побегать по красиво посыпанным песком дорожкам, иногда измеряя собственным носом степень мягкости земли под ногами, послушать ворчание старших на предмет запрета беготни по газонам, подружиться со сверстниками столь же юного вида (а иногда и повздорить по важнейшим вопросам правил игр) и постепенно ощущать, что весь этот мир сказочного восприятия жизни становится уже не сказкой, а собственной жизнью, в которой открываются огромные горизонты, до которых надо суметь дойти.
И вновь я посетил…
Вековые деревья в сквере (на Девичке, как в просторечии именуют сквер москвичи-старожилы) и в самом деле имеют весьма почтенный возраст. Сквер Девичьего поля начинает свою историю с 1685 года, когда только-только начинал свое царствование юный Пётр I. Тогда ещё сквера как такового не было, и этот почти что заброшенный участок земли на окраине Москвы назывался Самсонов луг. Царским указом Самсонов луг передавался в ведение Новодевичьего монастыря. Правда, есть сведения, что указ этот издал вовсе не 13-летний Пётр, а его старшая сестрица царевна Софья Алексеевна, претендовавшая на монаршью власть и сильно пострадавшая из-за своего властолюбия ⸺ с братцем Петрушей шутки были плохи.
Сёстры во Христе отнеслись к благоустройству подаренного участка земли весьма заинтересованно. Поначалу этот участок земли активно использовался под монастырские огороды, чтобы обитательницы монастыря всегда могли вкусно покушать. И не только покушать, а вообще провести время с приятностью, тем более, что с 1689 года в монастыре командовала та самая царевна Софья Алексеевна, власть которой простиралась на несколько меньшую часть державы, чем та, на которую она претендовала раньше. Приятности, правда, в памятном 1689 году для царевны Софьи оказалось маловато: братец Петруша прямо перед её окнами на территории монастыря повесил несколько сотен стрельцов, поднявших бунт во имя воцарения Софьи. Некоторые повешенные качались настолько близко к окнам, что Софья могла дотянуться до них рукой.
Тем не менее, желание проводить время на Девичьем поле с приятностью получило развитие: монаршья воля предписала распространить увеселения и на светских особ, и в царствование императрицы Екатерины Великой поблизости появился казённый театр, в котором давались бесплатные представления. Это, к сожалению, не продлилось надолго, поскольку в 1771 году в Москве вспыхнула эпидемия чумы. Тут уж было не до представлений.
В это время роман императрицы с Григорием Орловым себя исчерпал, и Орлов высочайшим повелением был отправлен в Москву для борьбы с чумой. Надо ли говорить, что дражайшая Катя отправляла своего бывшего фаворита на верную смерть. Но граф Григорий оказался вовсе не прост. Он не только не заболел сам, но сумел принять ряд радикальных мер, сначала локализовав, а затем и полностью ликвидировав эпидемию. Его бы опыт перенести на 250 лет вперёд, и наверняка дурацкие чиновничьи меры против ковида не понадобились бы! Так что вернулся в Петербург граф Орлов не ногами вперёд, а с гордо поднятой головой и отсутствием желания вновь играть роль фаворита. Пускай теперь светлейший князь Потёмкин помучается!
После всех этих событий представления в казённом театре близ Девичьего поля уже не возобновились. Зато стали развиваться массовые народные гулянья на Рождество и на Пасху. Но не только на них.
Например, 16 сентября 1826 года в честь коронации Николая I на Девичьем поле было устроено самое большое гулянье за всю историю Девичьего поля. Для высоких гостей ⸺ императорской семьи и придворных ⸺ была построена ротонда, окруженная несколькими изящно украшенными галереями, а для простого люда установили столы со всевозможными угощениями; около столов соорудили 18 фонтанов, из которых должны были бить струи белого и красного вина. Перед празднеством заранее распространялись афиши, где излагался распорядок праздника: по первому сигналу народ должен был подойти к скамьям, по второму расположиться за столами, а по третьему приступить к трапезе. Праздник собрал тысячи алчущих дарового угощения людей, которые, как только прозвучал первый сигнал, огромной толпой, пренебрегая распорядком, кинулись к столам и фонтанам. Всего в несколько минут были сметены все угощения. Скамьи, столы и даже галереи были разломаны. Уже через четверть часа на месте украшенной торжественной площади осталось только голое, истоптанное поле с волнующейся на нем оголтелой толпой.
Этот «праздник» надолго прекратил подобные мероприятия на Девичьем поле. После этого поле обычно использовалось лишь для воинских смотров и солдатских учений, тем более, что император Николай I больше всего любил именно такие «шоу». Но после его кончины с 1864 года традиция народных гуляний была возобновлена, и ежегодно здесь опять стали проводиться гуляния на Пасху и Масленицу. Главное ⸺ чтобы августейшие особы не пытались устраивать что-то похожее на сентябрь 1826 года, а уж сам народ сумеет погулять всласть и без погромов.
Девичье поле оставалось именно полем ещё долгое время и фактически стало интенсивно застраиваться только во второй половине XIX века. «Смена профессии» у Девичьего поля произошла в самом конце века, и связана она была с медицинским факультетом Императорского Московского университета. К 1897 году был полностью построен и оснащен Клинический городок, медицинский факультет Московского университета получил в пользование 12 новых зданий клиник, амбулаторию и 8 научных институтов. В том же 1897 году состоялся XII Международный съезд врачей, на котором медицинскому миру Клинический городок на Девичьем поле предстал во всем размахе и красе. Так в судьбе Девичьего поля начиналась новая эпоха ⸺ медицинская.
Традиционные же гулянья на Девичьем поле ещё несколько лет продолжались. Народные празднества некоторое время ещё уживались с медицинским бытом, но шум и пыль веселья, отнюдь не способствовавшие улучшению самочувствия больных, однажды всё же вынудили врачей просить о прекращении практики народных гуляний вблизи Клинического городка, и в 1911 году гулянья были перенесены на Пресню, а площадь, скверы и бульвары, ранее для них отводившиеся, в 1912-1913 годах были превращены в единый парк. Тогда-то и начала Девичка постепенно принимать тот вид, который она получила впоследствии, уже ближе к нашим дням.
Первый памятник, возникший на территории Девички ⸺ это памятник-бюст талантливого полководца времен Гражданской Михаила Васильевича Фрунзе.
Архитектурный ансамбль при входе в парк с северо-востока. В центре ⸺ бюст М.В. Фрунзе.
Памятник работы знаменитого советского скульптора С.Д. Меркурова появился в северо-восточной части парка вскоре после безвременной кончины Фрунзе, в 1927 году. С тех пор Хамовники стали именоваться Фрунзенским районом, а целый ряд улиц получил его имя (три Фрунзенских улицы, Фрунзенская набережная, Фрунзенский вал). Памятник установлен на высоком постаменте с облицовкой из серого мрамора. Скульптор изобразил Фрунзе в военной форме с двумя орденами Красного Знамени на груди. На голове полководца ⸺ буденовка, знаменитый символ революционной эпохи и гражданской войны. Скульптура органично вписывается в окружающее пространство.
Полный ансамбль, в центре которого стоит Фрунзе на фоне великолепного фонтана, появился позже, когда было воздвигнуто массивное здание Общевойсковой военной Академии имени Фрунзе. Полководец строго смотрит на главный вход Академии, словно спрашивая: надёжен ли офицерский корпус державы, можно ли положиться на потомков, принявших из его рук оружие? И вся история Академии, всегда возглавлявшей парады на Красной площади, отвечает: «Да, можно!». Но об Академии ⸺ особый разговор, ведь «катастроечные» мероприятия «табуреточного» министра обороны не только лишили её имени Фрунзе, но и обесценили её заслуги в ходе глобального развала Вооруженных Сил.
Современный облик сквер приобрел в 1948 году под руководством группы архитекторов: М.П. Коржева, С.В.Чаплина и Б.В. Белозерского.
Достопримечательности Девички эпохи 50-х годов: детская беседка-читальня и фундаментальный общественный туалет, сохранившийся с дореволюционных времен и до сих пор работающий бесплатно.
Территория Девички за истёкшие с 1948 года семь десятилетий неоднократно благоустраивалась и все более украшалась. В глубине парка был ещё в 1928 году установлен довольно-таки скромный памятник Л.Н. Толстому работы также С.Д. Меркурова, изображавший великого писателя в задумчивой позе с руками, заложенными за пояс. Художественные достоинства памятника не подлежали сомнению, но выдающийся скульптор трактовал Толстого в несколько «приземлённом» виде, без нарочитого пафоса и помпезности. У памятника фактически не было пьедестала, высота фигуры Толстого незначительно превосходила человеческий рост. Он служил напоминанием о том, что на восток от окраины парка отходит улица Льва Толстого, где можно посетить дом-музей писателя, совершенно не похожий на роскошные особняки аристократии тех времен. Лев Николаевич в жизни очень любил сирень, и памятник, как и дом-музей, окружали заросли сирени. У ног Толстого располагались атрибуты детской площадки: песочницы, качалки и прочие простенькие радости для малышей.
Школьникам зачастую предлагалось написать сочинение на предмет: какие мысли вызывает этот памятник литературному светилу? Никто не догадывался вооружиться тетрадкой прямо у памятника, и в результате в процессе написания возникала дискуссия: Толстой на памятнике стоит босиком или нет? После ожесточённых споров прибежали в парк и убедились, что ног на памятнике вообще нет. Скульптор, безусловно, устыдился изображать босые ноги великого писателя, но вот какую Толстой предпочитал обувь, он тоже не посчитал нужным обозначить. Так что прилежные ученики убрались восвояси, почёсывая затылки и замышляя озадачить этой же проблемой своих однокашников, не догадавшихся наведаться на Девичку.
Первоначальный памятник Л.Н.Толстому работы С.Д. Меркурова в глубине парка.
Во второй половине 60-х восточная оконечность парка вдруг подверглась будто вражьему нашествию: вековые необхватные тополя безжалостно валились, приводя в ужас москвичей, привыкших к неприкосновенности каждого дерева на Девичке. Постепенно всё выяснилось: это освобождалась площадь для установки нового памятника Толстому, масштаб которого должен был соответствовать масштабу Толстого как писателя и как личности. Можно было перевести дух: зелёное сердце Хамовников уничтожать не собирались. В 1972 году состоялось открытие памятника, где Толстой восседает в кресле с суровым видом. Здесь уже понятно, что он не босиком. Автор памятника, тем не менее, не детализировал, какая обувь на ногах Льва Николаевича ⸺ ведь Толстой был вегетарианцем и не считал возможным ходить в кожаной обуви.
В целом скульптор А.М. Портянко при участии архитекторов В.В. Богданова и В.П. Соколова постарался всесторонне отразить могучий талант Толстого. Стоя у подножия величественного гранитного монумента, невольно вспоминаешь слова В.И. Ленина о Толстом: «Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!»
После открытия памятника меркуровский Толстой был перемещён на Пречистенку, где расположен музей Л.Н. Толстого (ведь просто так убирать памятник работы талантливого скульптора никто не решился ⸺ это вам не «катастроечное» время, когда бесценные памятники архитектуры сносятся без всяких церемоний). А Толстой работы Портянко удачно соседствует с громадой Академии имени Фрунзе, вместе с ней олицетворяя величие Отечества. Лев Николаевич сидит в спокойной позе, глубоко погружённым в свои мысли. На первый взгляд кажется, что памятник выполнен довольно грубо: неровность линий, рубленость форм, отсутствие мелкой детализации, лишь общее портретное сходство. Но именно этими чертами, этой монументальностью, громадой, брутальностью скульптор передал и акцентировал масштабность мыслей и дел Толстого ⸺ гения мировой литературы. Памятник не имеет постамента, его огромная серая глыба будто вырастает из земли, впечатляя своими размерами и мощью. В основании монумента воспроизведена подпись писателя. Несмотря на некоторый аскетизм художественных форм, монумент, созданный Портянко, обладает необычайной выразительностью ⸺ в каждой черте созданного им образа видится духовная, физическая и умственная сила великого писателя, философа и мыслителя Льва Толстого.
Памятник Л.Н. Толстому работы А.М. Портянко
А про сирень всё-таки не забыли: со всех сторон Толстого обнимают кусты сирени, пышно цветущие по весне. И на месте вырубленных гигантов-тополей за полвека уже выросли новые, не хуже старых украшающие вход в парк со стороны памятника. Девичка продолжает своё прекрасное бытие!
Установка памятников на Девичке превратилась в хорошую традицию: уже в постсоветские времена, в 2014 году, появился ещё один монумент ⸺ в честь 100-летия Дальней авиации России.
Памятник в честь 100-летия Дальней авиации. Три поколения отважных пилотов стоят плечо к плечу.
Сегодня, как и много лет назад, по Девичке можно прогуляться, любуясь прекрасными цветниками, укрываясь под могучими тополями, с улыбкой наблюдая за играми малышей на детских площадках.
Дети ⸺ всегда дети. Давно ли и мы, кому уже маленько побольше лет, чем вот этой детворе, так же самозабвенно резвились в аллеях Девички?
А чтобы дети могли всё так же играть и радоваться жизни, не будем забывать слова нашей советской песни: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!