Выборы

28.09.2018

Особое мнение члена МГИК от КПРФ о прошедших выборах мэра Москвы

    Особое мнение. члена Московской городской избирательной  комиссии Синельщиковой Л.В. к протоколу Московской городской избирательной комиссии о результатах выборов Мэра Москвы 9 сентября 2018 года.

Избирательный кодекс города Москвы (часть 1 статьи 76) обязывает меня поставить свою подпись в протоколе о результатах выборов Мэра Москвы 9 сентября 2018 года. В соответствии с частью 9 статьи 74 Избирательного кодекса города Москвы, член избирательной комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Нарушения, допущенные в ходе избирательной кампании до дня голосования, а также  при проведении голосования и установлении итогов голосования, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Мое несогласие с протоколом  вызвано тем, что зафиксированные в нем результаты голосования на выборах Мэра Москвы получены с нарушением принципа свободных выборов, установленных статьей 3 Конституции Российской Федерации, и обосновывается следующими обстоятельствами.

  1. Главным препятствием к обеспечению права свободы выбора Мэра  Москвы является так называемый «муниципальный фильтр» — сбор  нотариально засвидетельствованных подписей депутатов представительных органов местного самоуправления в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра.

В поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы необходимо было собрать 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, причем этот кандидат должен был быть поддержан депутатами представительных органов местного самоуправления не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы. Таким критериям отвечала только парламентская партия «Единая Россия». Поскольку представительные органы местного самоуправления преимущественно на сегодня состоят из депутатов этой партии, то именно они   определяли, кому из кандидатов участвовать в выборах Мэра Москвы. Между тем представительство той или иной политической партии в Московской городской Думе  либо в Государственной Думе РФ само по себе свидетельствует о поддержке этой партии сотнями тысяч избирателей столицы. Очевидно, что сбор подписей депутатов представительных органов местного самоуправления в поддержку кандидата, выдвинутого такой политической партией, является  неоправданным.

«Муниципальный фильтр» превратился в непреодолимое препятствие для любого кандидата на должность Мэра Москвы (кроме кандидата, поддерживаемого партией «Единая Россия»), в механизм уничтожения политической конкуренции (пример с Д. Гудковым). В сложившихся условиях  любой кандидат на должность Мэра должен заручиться поддержкой депутатов   «Единой России».

Действующая таким образом в Российской Федерации модель выборов не соответствует принципам демократии, политического многообразия, многопартийности, а также равенства избирательных прав,  в должной мере не гарантирует избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на альтернативной основе.

Так, по сравнению с предыдущими выборами Мэра Москвы вдвое увеличился процент недействительных бюллетеней. Это связано с ограниченностью предложений кандидатур на должность Мэра Москвы для избирателей.

  1. Действующий Мэр Москвы С.С. Собянин, будучи кандидатом на должность Мэра Москвы, при проведении избирательной кампании неоднократно использовал преимущества своего должностного положения.

В нарушение существующих требований, в средствах массовой информации города Москвы велась прямая агитация за кандидата, не оплаченная из средств его избирательного фонда, в том числе вне границ агитационного периода. Так, в газете Западного административного округа Москвы «На Западе Москвы» (номер подписан в печать 12 июня 2018 г.) на 6 полосе расположен материал, посвященный предвыборному штабу кандидата («Программа из наказов, предложений и замечаний»). В газете «Москва. Северо-Запад» на 3 полосе расположен материал, посвящённый встрече кандидата с доверенными лицами («Сергей Собянин встретился со своими доверенными лицами»), на 4 и 6 полосах расположены материалы, посвященные работе штаба кандидата и волонтеров. В газете «Север столицы», подписанной в печать 7 июля 2018 г., на 6 полосе расположены материалы, посвященные сдаче кандидатом подписей в Московскую городскую избирательную комиссию и работе штаба кандидата.

Указанные материалы носят агитационный, а не информационный характер. В материалах оказывается явное предпочтение кандидату С.С. Собянину, содержатся авторские комментарии, объем печатной площади значительно превышает объем информации о других кандидатах, расположенной на иных полосах газет.

В указанных и других газетах отсутствие равенства в освещении деятельности кандидатов на должность Мэра Москвы и прямая агитация за С.С.  Собянина наблюдается на всем протяжении избирательной кампании: в газете «На Западе Москвы» это содержится в №№ 31 (19.07.2018), 32 (26.07.2018), 34 (09.08.2018); в газете «Москва. Северо-Запад» — в №№ 23 (15.06.2018), 27 (13.07.2018), 30 (03.08.2018), 32 (17.08.2018); в газете «Север Столицы» — в  №№ 23 (18.06.2018), 24 (25.06.2018), 25 (02.07.2018), 27 (16.07.2018), 28 (23.07.2018), 29 (30.07.2018), 30 (06.08.2018), 31 (13.08.2018), 32 (20.08.2018).

Учредителями перечисленных средств массовой информации являются органы исполнительной власти города Москвы.

  1. Массовым явлением в день голосования стали случаи, когда избиратели, исключенные из списка избирателей по месту своего жительства в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, пришли голосовать на избирательный участок по месту жительства. Включение таких избирателей в списки избирателей шло с грубейшим нарушением установленного порядка уточнения списка избирателей в день голосования, в том числе и через некий колл-центр.

Ввиду массовости и не прозрачности происходящего процесса уточнения списка избирателей невозможно полностью исключить повторное голосование одного и того же избирателя, а следовательно невозможно достоверно установить результаты голосования на выборах Мэра Москвы.

  1. Прошедшая избирательная кампания характеризуется не высокой явкой избирателей.

Столица оказалась в списке регионов с наиболее низкой явкой избирателей – 30,9 %.  Причинами этого явились: дата единого дня голосования, не учитывающая интересы избирателей, низкая конкурентность выборов, обусловленная «муниципальным фильтром», а также низкая степень доверия москвичей к выборам.

Перечисленные обстоятельства не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и ставят под сомнение численные показатели, отраженные в протоколе о результатах выборов Мэра Москвы 9 сентября 2018 года.

Все вышеизложенное побудило меня выразить особое мнение о результатах выборов Мэра Москвы 9 сентября 2018 года.

 

Л.В. Синельщикова

Обратная связь