Выборы 2023

20.06.2023

Сергей Обухов про ДЭГ и попытки ЦИК РФ благообразить этот ящик из-под бананов с мигающими лампочками

Доктор политических наук Сергей Обухов в социальных сетях прокомментировал новации ЦИК РФ в организации дистанционного электронного голосования.

Вывод один: суть ДЭГ как удобной для власти административной манипуляции результатами голосования не меняется. Главное удобство — бесконтрольность, все шито-крыто, физических следов фальсификаций не обнаружить.

Очевидно, что есть установка «нагонять» число голосующих в ДЭГ. На всех прошлых выборах для этого использовались государственные предприятия и гос.корпорации, которые с пристрастием собирали от своих сотрудников отчёты о готовности голосовать и о свершившимся факте голосования. Как результат — львиная доля голосов, поданных в ДЭГ, были поданы утром в пятницу — людей заставляли голосовать в рабочий день на работе! 

С точки зрения принципов организации свободных выборов это немыслимо. Не даром «основной» день голосования всегда назначается на воскресенье. Но это реалии, в которых мы живём.

Ещё один механизм нагона людей на ДЭГ — это лотереи с крупными призами (вплоть до автомобиля и квартиры) для тех, кто голосует в ДЭГ. С нашей точки зрения, это завуалированный подкуп избирателей. Тем более, что наше законодательство содержит запрет на любые лотереи, связанные с выборами

Во-вторых, надо разобраться о чём идёт речь: о получении данных о голосовании в конкретном регионе в 20.00 по местному времени? Т.е. не дожидаясь завершения голосования в Калининграде?

Это возможно. Для этого достаточно хранить голоса федерального ДЭГ не в одной общей «электронной урне», а в 24 разных урнах и иметь отдельные ключи шифрования для каждого региона.

Если же речь идёт о получении конкретных данных о голосовании (кроме числа проголосовавших, т.е. явки), то закон это прямо запрещает.

В-третьих, возможность отследить каждый голос, кем персонально и за кого он подан — была, есть и будет во всех существующих и перспективных системах ДЭГ. Ведь они строятся на том, что одна организация (Ростелеком) создаёт бюллетени, присваивает им номера, отправляет эти пронумерованные бюллетени избирателям, затем собирает эти бюллетени с номерами, считает голоса и в конце выдаёт результат. 

Акцентирую: нумерация избирательных бюллетеней прямо запрещена Федеральным законом 67-ФЗ. Но в обоих системах ДЭГ (федеральной и московской) это происходит!

Само по себе разделение бюллетеней в 24 региональных «электронных урны», или, как ранее, хранение в одной общей, на это не влияет. Создатели и операторы системы (Ростелеком и ДИТ Москвы) и так могут узнать, кто и как голосовал.

Это особенно цинично на фоне того, что сам избиратель ни юридически, ни технически не может проверить, верно ли учтен его голос.

 

Обратная связь