Черчилль говорил, что дипломат – это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать.
Этот афоризм вспомнился во время просмотра последнего «Бесогона», который вёл Михалков.
Любо-дорого было посмотреть, как чехвостил Никита Сергеевич всеми нелюбимого Германа Грефа! Ловил на слове, хватал за руку, цеплял за язык, уличал цитатами и обличал видеорядом, формировал нарратив и подводил к мысли, бил наотмашь цифрами и стращал статьями уголовного кодекса – рвал, как говорится, как Тузик грелку!
Как опытный ритор и профессиональный актёр использовал этос, логос и пафос для препарирования супостата – и это было великолепное зрелище!
Особо понравилось, как Михалков показывал список книг, «библиотеку Сбербанка», которую выпускал и продвигал Греф для…
Для чего? Конечно же, для воздействия на менталитет и направление мыслей народа, для чего и предназначена книга – источник знаний.
Конечно, сразу же вспомнилась знаменитая советская «Библиотека всемирной литературы» – 200-томная серия книг, выпущенная тиражом 303 тысячи экземпляров и пользовавшаяся огромным спросом у советских читателей. Книги было отличной полиграфии, с суперобложками, с классическими иллюстрациями, вступительной статьёй и комментариями – классика! Издавались они по инициативе и под патронажем Института мировой литературы им. А.М. Горького Академии наук СССР.
Вся библиотека разделялась на три серии: «Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков», «Литература XIX века» и «Литература ХХ века».
Стоит ли говорить, специалистами какого класса и какой квалификации формировалась эта библиотека, как обсуждался каждый том, как выбирался лучший перевод, как писатели, редакторы, академики, корифеи литературоведения, искусствоведения, психологии и педагогики анализировали потребность, необходимость, влияние каждой книги?
А тут – здрасьте-пожалуйста! – некто Греф! Вот что сообщает Википедия о его образовании:
«Сведения о том, чем занимался Греф после окончания школы, в опубликованных источниках разнятся, а сам он в автобиографическом интервью опустил этот период. По одним данным, Греф поступил на факультет международных экономических отношений МГИМО МИД СССР, но после первого курса был отчислен из института. По другим данным, после получения аттестата Греф со своей первой женой Еленой Великановой сдавали экзамены в Омский государственный университет, но потерпели неудачу. В официальной биографии Грефа сказано, что в 1981—1982 годах он работал юрисконсультом райсельхозуправления Иртышского района Павлодарской области.
В 1982—1984 годах проходил службу в Вооружённых силах СССР, в специальных частях внутренних войск МВД СССР.
1990 год — окончил юридический факультет Омского государственного университета по специальности «правоведение» и оставлен как преподаватель юридического факультета Омского государственного университета.
В университете был комсоргом курса и руководителем комсомольского оперотряда, вступил в КПСС. На данный момент является беспартийным.
В 1993 году окончил аспирантуру юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Научным руководителем у него был Анатолий Собчак. Однако диссертацию Греф защитил только в 2011 году».
И вот этот юрист-экономист выпускает и продвигает «библиотеку Сбербанка» с весьма странным набором малоизвестных зарубежных авторов.
И Михалков – куда больший профессионал в области культуры и литературы, чем Греф – с издевательским удовольствием демонстрировал телезрителям каталог грефовских изданий.
Но – но ничего не сказал о сути и первопричине, о том, почему, мягко говоря, нелюбимый народом персонаж берётся просвещать и воспитывать этот самый народ, проводя, по-современному выражаясь, информационные вбросы.
А суть и первопричина – это капитал, его препохабие, власть которого установили в России Ельцины и Собчаки, Гайдары и Чубайсы.
И суть его проста и примитивна, и не раз ими выражалась хамским вопросом: «если ты такой умный, то шо ты такой бедный?».
И что может ответить такому Грефу какой-нибудь академик по разряду изящной словесности, составитель «Библиотеки всемирной литературы», который грефовские низкопробные книжонки и в руки взять бы побрезгал?
Вот в чём суть и соль, вот о чём умело молчит Михалков – в России установлена самая мерзкая, самая поганая диктатура – диктатура капитала, когда каждый ростовщик может воротить всё, чего его левая нога захочет. Да ещё нанять холуёв, которые за подачки и кусочки будут именовать его «меценатом» и «благотворителем».
Представим себе, что тот же Греф – гениальный суперфинансист и руководит Сбербанком СССР. Но, как и все, выполняет свою работу за соответствующую зарплату по тарифной сетке. Как нельзя рабочему таскать домой сделанные им кирпичи или печатнику – напечатанные им денежные купюры, так нельзя и директору банка даже прикасаться к деньгам, с которыми оперирует банк – всё просто и понятно.
А если вдруг директор банка увлечётся идеей просвещения народа и издавать книги – милости просим, высшее образование бесплатно, выучись, стань литературоведом или главным редактором – и трудись на этой ниве на благо народа. А как же иначе? Можно ли лечить человека, не имея медицинского образования? А воздействовать на разум и менталитет людей, не имея специального образования и главное! – полномочий на это?
Но при капитализме всё решают и определяют деньги «нажитые самым бесчестным путём», как говорилось в известной брошюре.
Вот именно так, жесточайшей финансовой цензурой капиталисты и управляют обществом, формируют менталитет, вкусы и предпочтения, свободных людей превращают в рабов капитала.
Не в Грефе здесь дело – как директор советского банка он, возможно, был бы идеальным работником. Как и Ельцин – пока он был номенклатурным чиновником, исполнял свои обязанности достаточно исправно. Но установив власть капитала и тот, и другой пустились во все тяжкие.
Не зря говорят, что деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
И все проблемы от того, что сегодня в России хозяйничает капитал.
Думаю, что и Михалков прекрасно это видит, знает и понимает – но молчит, ибо капиталистическая цензура сурова и может выгнать его с телевидения в любой момент – если он осмелится сказать об этом.
Председатель ВЖС «Надежда России» Н.А. Останина