Снова то вспыхивает, то затихает дискуссия о восстановлении памятника Дзержинскому, снесённому шайкой пьяных хулиганов и вандалов.
Снова ненавистная народу буржуйская власть вертится ужом на горячей сковородке и придумывает любые мерзости и шулерские ходы, только бы не исполнять ясно и чётко выраженную волю народа всей России: памятник – восстановить!
То придумают, что Москва – это столица Москвы, её символы и её облик должна определять «столичная тусовка», а не вся Россия. То придумают, что надо выбирать – ставить на площади памятник Феликсу Дзержинскому или Александру Невскому. Причём ещё мерзопакостно намекнут по телеканалу, что вот, дескать, Дзержинский — это враг-поляк, наплевав на свои же «законы» о разжигании межнациональной вражды.
Нет, господа буржуи, если Москва – столица России, то и такие вопросы, как восстановление разрушенного вандалами памятника, определяющего облик столицы, должна решать вся Россия! А высказываниями участника телепередачи «Право знать» о том, что поляк Дзержинский обижал русский народ, просто обязана заняться прокуратура. Маршалы Рокоссовский и Малиновский, генералы Раевский, Каховский, Ржевусский, Бонч-Бруевич, отец космонавтики Циолковский, отец электрификации России Кржижановский, изобретатель Джевецкий и многие другие поляки – слава и гордость нашей многонациональной России!
Но есть ещё один – важнейший! – этический вопрос.
Создатель памятника Дзержинскому Евгений Вучетич – скульптор с мировым именем, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Сталинский премий.
Первое международное признание он получил в 1937 году, когда на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена Золотая медаль за скульптуру «Климент Ворошилов». Через 20 лет, в 1957 году, его скульптура «Перекуём мечи на орала» установлена перед зданием ООН в Нью-Йорке.
А между этими датами – Великая Отечественная Война, фронт, куда он ушёл добровольцем, воевал пулемётчиком, дослужился до капитана, был тяжело контужен под Ленинградом в 1942 году, после месяцев лечения в госпиталях демобилизован из армии.
С 1943 года возвращается к творческой работе, создаёт скульптурные портрет Суворова, Кутузова, Багратиона, Дениса Давыдова и геров только что отгремевшей войны – генералов Черняховского, Ефремова, Чуйкова, Ватутина, Катукова.
В 1949 году в берлинском Трептов-парке устанавливается монумент, ставший во всём мире символом и главным памятником советскому воину-освободителю со спасённой немецкой девочкой на руках – его создал фронтовик Евгений Вучетич.
В 1967 году на Мамаевом кургане Сталинграда установлен ещё один монумент, ставший всемирно известным символом Отечественной войны и Победы – скульптура Родина-Мать.
А в 1958 году был установлен памятник Дзержинскому, ставший великолепной доминантой площади и украшением столицы, одной из жемчужин в её облике – и снесённый шайкой пьяных хулиганов и вандалов под предводительством ельцинского советника и советчика Станкевича…
Место, которое было освещено талантом и освящено гением всемирно известного Мастера, уже много лет остаётся пустым.
Вандалы, психопаты и злобные бездари любят уничтожать шедевры мастеров. «Ночной дозор» Рембрандта резали в 1911-м и в 1975 году. В 1956-м, в 1974-м и 2009-м подонки покушались на «Джоконду». В Германии психопат облил кислотой 56 произведений Рембрандта и Дюрера. В Париже четверо пьяных хулиганов и одна девица испортили картину Моне. В Эрмитаже в 1985 году негодяй «по политическим мотивам» (как и Станкевич действовал!) облил кислотой и порезал ножом рембрандтовскую «Данаю».
Ну, вандалы на то и вандалы, чтобы гадить и пакостить, их просто надо наказывать и изолировать от общества.
Но теперь представьте, что после того, как вандал осквернил или изуродовал картину Мастера, прибегает какой-нибудь Мазилкин-Кисточкин и радостно вопит:
– Вот везуха! Такое местечко освободилось! А давайте быстренько-быстренько вместо «Ночного дозора» вывесим мою «Супрематическую коровищу»! Или вместо «Данаи» – моих «Лебедей с русалкой на пруду»!
Можно ли представить, что в 1913 году, когда психопат порезал картину Репина, в Третьяковскую галерею прибежит Поленов или Суриков – и предложит на место репинской картины повесить свою?
Невозможно, конечно, ни представить, ни вообразить! А уж если бы, например, картину Репина запретила и сняла власть – то только мысль о том, что на это место можно приспособить свою картину – пусть даже шедевр! – сделала бы другого художника изгоем и его сторонились бы, как зачумленного. Только мысль о подобной подлости навсегда запятнала бы его имя несмываемым позором, как имя Сальери, отравившего Моцарта!
Да пусть даже и не отравившего – но запятнавшего себя только подозрением в этом…
Вот какую мерзость и подлость затевает нынешняя власть, вот какое искушение и унижение готовят они тому, кого соблазняют поставить своё изделие на место, где стоял шедевр великого Мастера!
И дело здесь абсолютно не в художественной ценности предполагаемого памятника Александру Невскому – пусть он будет даже гениальным! А дело в этике и нравственности – скульптор, который воспользуется гнусностью властей и не побрезгует предлагаемым гонораром, получит в довесок несмываемую репутацию мародёра, обокравшего мёртвого Мастера.
Дело, конечно, для буржуйской власти привычное – мародёр Хрущёв, слякотник-оттепельщик, присвоил себе заслуги Сталина, создавшего с нуля могучую космическую отрасль, но не дожившего до полёта Спутника и Гагарина.
Но если есть ещё в России честные мастера, художники, скульпторы – как они отнесутся к тому, кто посмеет заниматься мародёрством и поставить свою работу на место, по законам чести принадлежащее работе Мастера?
А тем, кто всё же собирается присвоить чужое место под предлогом, что «оно пустует» хочется напомнить строки Роберта Бернса в замечательном переводе Маршака:
…Позор ваш – надёжный от зависти щит –
Но что от презрения вас защитит?
И воспользоваться местом, которое «пустует», так же мерзко, как шарить в карманах или стаскивать сапоги с убитого – совершенно безнравственно и абсолютно аморально, это даже гнуснее, чем само убийство.
Хочется надеяться, что российское творческое сообщество всё же не допустит мародёрства и предложенное властью «место Сальери» останется вакантным навсегда. Несовместны гений и злодейство – а тем более гений и мародёрство.
Москва большая, мест для памятника Александру Невскому много, а свято место на площади Дзержинского должно оставаться пустым – пока на него не вернётся творение Мастера. И пусть это произойдёт как можно скорее!
Что же касается средств на восстановление – организатор преступной акции Станкевич известен хорошо, соучастники сохранены на видеосъёмке – вот пусть вандалы между собой договорятся и возместят ущерб «пропорционально соучастию». Это будет справедливо.
Отдельно хочется обратиться – или отнестись, как говорили в старину – к автору памятника Александру Невскому, который власть хотела втулить на место шедевра Вучетича.
Понятно, что Вам обещали и увесистый гонорар, и всяческие ордена-медали, и лауреатство во всех конкурсах, и проталкивание на зарубежных выставках – мы люди взрослые, «перестройку» и «реформы» повидавшие, посулы «по умолчанию» видевшие – «не всяко слово в строку пишется», как Пушкин говорил, но очень ясно подразумевается.
Но в старину, если бы власть – действием или бездействием уничтожившая работу Мастера – предложила творцу «занять освободившееся местечко», единственным ответом могла бы быть пощёчина: желательно публично и желательно звонко!
Ныне времена иные, буржуйская власть дуэльной сатисфакции не потребует – побоится, но по судам затаскает.
Но ясно и чётко, как положено порядочному человеку, творцу – мужчине, в конце концов! – сказать «НЕТ» на мерзкое предложение Вы могли бы?!
Ваше имя власть уже испоганила, выставив претендентом в мародёры – так не запятнайте же себя репутацией Сальери!
Искренне желаю, чтобы Ваши работы были оценены во всём мире, чтобы самое суровое и пристрастное жюри присуждало бы Вам Золотые медали и Гран-При на международных выставках, чтобы Ваши скульптуры стали новыми символами и славой России – но в честном творческом соревновании!
Так побеждал Евгений Викторович Вучетич, Советский скульптор, ставший примером для скульпторов всего мира.