Персоны и даты

08.10.1873

Алексей Викторович Щусев

8 октября 1873 года, родился Алексей Викторович Щусев – знаменитый русский и советский архитектор, автор Мавзолея В.И.Ленина (первоначальный деревянный и окончательный каменный варианты). Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно).

Любой, въезжающий ли в Москву или в ней проживающий, уже просто не может себя представить вне архитектурного мира гения советского зодчества Алексея Викторовича Щусева. Ибо нашли в этом мире свое историческое место и Казанский вокзал, и станция метро «Комсомольская», и гостиница «Москва», и знаменитое здание НКВД на Лубянке, и Большой Москворецкий мост, и, конечно же, мировая знаменитость столицы – Мавзолей В. Ленина на Красной площади. Да и много еще чего другого.

Биография великого зодчего началась 145 лет назад, 8 октября 1873 г., в Кишиневе, где он родился в семье смотрителя богоугодных заведений, и потому юношеская его увлеченность архитектурой сосредоточилась, конечно же, прежде всего на православно-церковном направлении. Окончив гимназию, Алексей в 1891 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где на архитектурном отделении стал самобытно осваивать самые различные архитектурные стили – и традиционные, и авангардные, получив основательную профессиональную подготовку. В 1897 г. за свой дипломный проект «Барская усадьба» он был награжден Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. Вначале отправился в Среднюю Азию, где в Самарканде исследовал гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханым, а в 1898–1899 гг. посетил Тунис, Англию, Бельгию и Францию. Впечатления от этих поездок оказали на его дальнейшие работы значительное влияние.

После окончания академии Алексей Щусев обосновался в Петербурге, где с 1901 г. стал состоять на службе в Святейшем Синоде. Его первым самостоятельным заказом стало проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. С чем он очень успешно справился, и был командирован на Украину для реконструкции церкви св. Василия XII века в Овруче. Когда же весной 1905 г. он представил свой проект на Петербургской выставке современной архитектуры, то был сразу поставлен в ряд самых ярких явлений современности. А еще на Украине по его проекту возводится (1907–1912 гг.) удивительный по красоте Троицкий собор в Почаевской лавре. И конечно же, впечатляющим стал его проект Марфо-Мариинской обители в Москве со всеми ее зданиями и, прежде всего, с церковью св. Марфы и св. Марии в больничном корпусе и собором Покрова Богородицы, ставшим композиционным центром всего этого ансамбля. Своей кубической формой с большой луковичной главой на высоком барабане он очень напоминал древнерусские аналоги Новгорода и Пскова.

После Овруча и «Марфы» Щусев получил звание академика и к нему стали приходить известность и слава модного русского архитектора, поскольку каждую свою постройку он рассматривал как творческий манифест и стал, можно сказать, лидером неорусской версии модерна.

Во втором десятилетии XX века Щусев сосредоточился на своих двух стратегических проектах: храме-памятнике Сергия Радонежского в неорусском стиле на Куликовом поле (1911–1917 гг.) и Казанском вокзале в Москве. А поскольку он выиграл конкурс на комплекс зданий вокзала, то и был утвержден главным архитектором его строительства. В 1913 г. Щусев перебрался на постоянное жительство в Москву. В 1912–1916 гг. проектировал ряд вокзалов и здание Коммерческого института на улице Зацепа (Российская экономическая академия им. Плеханова). Но главным для него, конечно же, был проект Казанского вокзала. Он замышлялся зодчим подобно целому городку с часами и башней, а его белокаменный декор на красно-кирпичном фоне стен напоминал мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества. Вышло так, что хотя проектирование и возведение Казанского вокзала началось еще в дореволюционный период, закончились все работы много позднее, уже в самый расцвет советского периода, в котором, собственно, и раскрылся полностью архитекторский гений выдающегося советского зодчего Алексея Викторовича Щусева.

После Октябрьской революции он сразу оказался в числе самых востребованных архитекторов, став руководителем большой группы соавторов по разработке генерального плана перепланировки Москвы «Новая Москва» (1918–1925 гг.). Была предпринята первая попытка создания концепции развития советской столицы в духе большого города-сада при сохранении исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, с развитием «зеленых клиньев» от центра к периферии и при четком зонировании всей территории с ярко выраженной идеей радиально-кольцевых магистралей, увязанных с транспортными коммуникациями, речным портом и пригородными железнодорожными узлами. Всё это, однако, делало такой проект неосуществимым в те годы.

В 1922 г. Щусев назначается главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся в августе 1923 г. на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького, где он руководил организацией всего строительства в 225 зданий, постройкой ряда павильонов и лично спроектировал один из них, перестроив здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности. Тогда же он был назначен председателем Московского архитектурного общества и участвовал в проектировании кооперативного поселка Сокол.

А в 1924 г. Алексею Викторовичу было оказано высочайшее доверие – создать усыпальницу-мавзолей для Владимира Ильича Ленина, и уже ко дню его похорон, 27 января, спроектированный и построенный в течение считанных часов первый деревянный мавзолей был готов.

Эта усыпальница из дорогостоящего мореного дуба была проста по форме, но в ней уже содержалась идея кубического объема, получившая в дальнейшем свое блистательное развитие. Когда стало ясным, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке мавзолея долговременным – из железобетона, гранита и мрамора.

В 1927 г. на создание такого мавзолея был объявлен всесоюзный конкурс, победителем которого стал А. Щусев. Задача была непростой, ибо если решать ее в стиле русской архитектуры, то «подверстанный» к Сенатской башне мавзолей как бы терялся под стенами Кремля, а выдвинутый вперед он невольно стал бы «cпoрить» с собором Василия Блаженного. Щусев нашел выход. Мавзолей поднялся и достиг 12-метровой высоты, что было равно одной трети высоты Сенатской башни и одной шестой высоты Спасской, и три дробных его уступа сливались как бы в один.

И еще. Если его нижний пояс с траурной лентой черного гранита выдвигался вперед, то он как бы настойчиво требовал «вытянуть» венчающий его портик почти до зубцов кремлевской стены, но архитектор и здесь нашел точное творческое решение. Он конструктивно смягчил левый угол, и эта почти незаметная асимметричность оживила перепад уступов, создала игру объемов и цветовую гамму поясов. Такая общая композиция сделала мавзолей более монолитным, на 3 метра выше, и он приобрел очень торжественный вид. Сочетание же темно-красного гранита и черного лабрадора придавало его формам возвышенную четкость и строгость, а на 60-тонном монолите, вырубленном в Головинском карьере на Житомирщине и с большими предосторожностями доставленном в Москву, красным карельским кварцитом было инкрустировано: ЛЕНИН.

В результате архитектору удалось органично вписать усыпальницу вождя в ансамбль Красной площади: она открылась, и ее ансамбль сделался цельным, ничем не нарушая веками сложившуюся историческую среду. В октябре 1930 г. этот шедевр щусевского зодчества был открыт и получил свое окончательное название мавзолея. Во-первых, он органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности, а во-вторых, само это слово происходило от сооруженной в IV веке до новой эры грандиозной усыпальницы карийского царя Мавсола в городе Галикарнасе, которая в древности считалась одной из семи чудес света.

Спустя 15 лет, к проведению в 1945 г. торжественного Парада Победы, Щусев соорудил на мавзолее центральную трибуну, откуда руководители страны стали по праздникам приветствовать народ на демонстрациях и парадах.

Далее один за другим начинают находить свое развитие и многие другие шедевры щусевского зодчества. В 1925–1928 гг. Алексей Викторович в продолжение развития своего же проекта Казанского вокзала выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, который стал одним из лучших концертных залов страны. А его воздушный амфитеатр был подвешен на выносных консолях, что стало неоспоримым доводом зодчего в пользу того, что самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры. В 1926–1929 гг. А. Щусев работал еще и директором Третьяковской галереи и занимался пристройкой к основному зданию галереи новых залов, не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции. Он был также членом художественного объединения «Четыре искусства», участвовал в реставрации здания Государственной библиотеки им. Ленина и проектировании новых ее корпусов, а также занимался Государственным банком в Охотном Ряду, его боковыми зданиями на Неглинной улице. В соавторстве с тремя видными архитекторами им был разработан и осуществлен блестящий проект с авангардными принципами конструктивизма совершенно уникального здания Наркомзема на Садовой-Спасской улице.

А в начале 30-х годов Москва приступила к сталинскому плану ее реконструкции, когда начали строиться комплексы жилых домов для трудящихся и светлые общественные здания, одевались в гранит набережные, сооружались подземные станции-дворцы метрополитена и прокладывался канал имени Москвы. Щусев, естественно, принял активнейшее участие в реконструкции, доказав тем самым всему миру преимущества советской архитектуры, гениальность, но в том числе и потому, что главным делом своей жизни Алексей Викторович всегда считал еще и руководство большим коллективом архитекторов. Что ярко проявилось в реализации этого плана. Из стен 2-й проектной мастерской Моссовета, главным архитектором которой был Щусев, в 1932–1937 гг. вышло множество проектов с приоритетом национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос всего этого «сталинского классицизма» столицы.

В первую очередь под руководством Щусева была в Охотном Ряду возведена одна из первых больших гостиниц советского времени – «Москва» (1932–1938 гг.), в концепции которой конструктивистское начало было дополнено декором в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада и башенок по углам здания. Проект к осуществлению подписал лично Сталин. Таким же по стилистике было и здание Механического института им. Ломоносова на Садовой-Триумфальной (1930–1934), ныне Военный университет, и жилые дома в Брюсовом переулке для артистов: в 1928 г. – МХАТа (№17), в 1935 г. – ГАБТа (№7) и жилой дом для архитекторов.

В мастерской Щусева разрабатывались также проекты реконструкции площади Тверской заставы, в ходе которых была разобрана Триумфальная арка, Октябрьской и Добрынинской площадей, Замоскворецкой части Садового кольца, берега Москвы-реки в районе Крымского моста, улицы Охотный Ряд, площади Свердлова и Революции, а также проекты реконструкции и застройки районов бывшей площади Триумфальных ворот (ныне пл. Маяковского), Кудринской площади (ныне пл. Восстания) и других районов столицы.

Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы и перепланировка Щусевым Ленинградского шоссе в магистраль Ленинградского проспекта, прорезанную зелеными поясами с пешеходными дорожками, и хотя в ту пору такая магистраль казалась многим слишком просторной (она самая широкая в столице – 120 м), время подтвердило правоту архитектора. Еще в 1934–1935 гг. был претворен в жизнь проект застройки Смоленской и Ростовской набережных, в частичной реализации которого появился известный полукруглый жилой дом (Ростовская наб., 5).

А когда было принято решение о перемещении Академии наук СССР из Ленинграда в Москву, на Большой Калужской улице (Ленинском проспекте) в 1935 г. было реконструировано здание Нескучного дворца для ее президиума, а в 1938–1939 гг. выстроен новый жилой дом (№13) для ее сотрудников, куда переселился и сам А.В. Щусев.

Кроме того, он же для строительства за Калужской заставой научно-исследовательских институтов академии, а также музеев, библиотек и обслуживающих учреждений возглавил еще и специальную мастерскую «Академпроект», однако выстроить до войны удалось только Институт генетики (1939 г.). И хотя были созданы проекты зданий Института органической химии, Физического института, Института металлургии и Института точной механики и вычислительной техники, реализовать их удалось только в послевоенные годы.

Наконец, в 1936–1938 гг. был построен широко известный Большой Москворецкий мост, а в 1941-м был окончательно достроен и весь комплекс Казанского вокзала. И еще, в 1938 г. Щусев стал членом ученого совета по реставрации Троице-Сергиевой лавры.

Подлинными памятниками зодчества стали творения Щусева во многих городах Союза – в Тбилиси, Ташкенте, Навои, Самарканде, Киеве, Кишиневе, Баку…

В самой же столице Алексей Викторович после войны воздвиг хорошо известное здание НКВД на Лубянской площади, работа над которым началась еще в 1940 г. А последним из самых значимых его творений стала крупномасштабная станция метро «Комсомольская» кольцевая, отражающая торжество победы над фашизмом в сочетании с пластически-декоративными идеями находящегося напротив нее Казанского вокзала. Однако открыта она была уже после кончины автора.

Главным делом всей его жизни всегда оставалось зодчество, за которое он был удостоен четырех Сталинских премий, награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Щусев оставил о себе память как отличный педагог: он преподавал в Высших художественно-технических мастерских, ВХУТЕМАСе, Московском архитектурном и других институтах, а в 1946 г. основал Музей архитектуры в Москве, где до своей кончины и занимал пост директора.

Похоронен Алексей Викторович Щусев на Новодевичьем кладбище.

Обратная связь