Публикуем материал, размещённый на сайте Свободная пресса.
Население страны от полного «одобрямса» проваливается в безнадегу
Растет число россиян пессимистично оценивающих экономическую и политическую ситуацию в стране. К таким данным пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя исследование, посвящённое изучению социального самочувствия россиян.
«Полученные данные вызывают тревогу. Несмотря на то, что удовлетворённость жизнью остается весьма высокой, заметно увеличиваются доли пессимистично оценивающих как перспективы собственной семьи, так и ход дел в стране в целом. На этом фоне, по мнению наших соотечественников, ситуация ухудшается и в политической, и в экономической сфере. С точки зрения общества, значительно хуже было только по итогам кризиса 2009 года и во время «болотных протестов», — говорит руководитель Центра социально-экономических исследований НИСоцУ Олег Чернозуб.
Социологи отмечают, что практически все индексы социального самочувствия (рассчитываются как разница положительных, средних оценок и отрицательных оценок) в октябре 2018 г. «в минусе» по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Также далеки все показатели от пиковых значений 2014 г.
Больше всего, на 23 пункта, снизился социальный оптимизм, который показывает насколько радостно россияне смотрят в будущее. Четверть опрошенных надеются, что через год будут жить лучше и столько же уверены в обратном. При этом 40% не ждут никаких изменений в своей жизни.
Интересно, что индекс удовлетворенности жизнью в октябре 2018 г. вырос на 3 пункта по сравнению с 2017 годом (63 и 60 соответственно). Нынешняя жизнь вполне устраивает 58% россиян (в 2017 году таковых было 51%), с 19% до 16% стало меньше опрошенных, которые имеют противоположное мнение.
Значительно снизился и индекс оценки экономической ситуации в стране: с 59 пунктов в 2017 году 43 в 2018. Большинство опрошенных (57%) считают экономическое положение средним, а вот количество тех, кто считает его плохим выросло с 19% до 27%. В то же время оценивающих экономическую ситуацию положительно, уменьшилось с 17% до 13%.
Аналогичная оценка касается и политической обстановки в России. Здесь индекс упал с 71 до 56 пунктов. На 9% (с 31 до 21) уменьшилось количество респондентов, оценивающих ее положительно, и на 6% (с 12 до 18) стало больше пессимистов. Хотя оптимистов пока все-таки больше. Правда, количество тех, кто оценивает ситуацию как среднюю, не изменился по сравнению с прошлым годом (53%).
А вот оценка общего вектора развития страны в нынешнем году практически совпала с оценкой в 2016-м (57 и 59 пунктов соответственно), но по сравнению с прошлым годом значительно упала — с 74 до 57 пунктов. 30% опрошенных полагают, что дела в стране идут в правильном направлении, 20% придерживаются противоположного мнения, а 47% считают, что и то, и другое верно лишь отчасти.
Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов такими результатами не удивлен.
— Всё абсолютно просто и очевидно. Результатом этого стала полугодовая информационная кампания по поводу пенсионной реформы и в целом снижение социальных и экономических ожиданий граждан.
На протяжении последних лет в медийном пространстве, в первую очередь на телевидении, существовала только внешнеполитическая повестка (Сирия, Украина, США), внутренней повестки не было. Соответственно граждане не задумывались о внутренней повестке, несмотря на то, что реально макроэкономическая ситуация и вообще ухудшение доходов граждан в 15−17 гг. в результате санкций и девальвации рубля были больше. Но поскольку этого не было в телевизоре, то и граждане относились к этому относительно спокойно и просто затягивали пояса.
Сейчас, когда в телевизионном пространстве появились тема пенсионной реформы и снижение доходов граждан, то для людей многие вопросы актуализировались и, кроме того, были увязаны с действиями властей. Соответственно из-за этого рейтинги власти стали снижаться.
«СП»: — Насколько тревожна ситуация?
— Ситуация не тревожна. Это несколько алармистские заявления. Просто мы привыкли к сверхвысоким рейтингам и президента, и рейтингам доверия к власти в целом, и к институтам. На самом деле, это естественный процесс, когда на фоне непопулярных реформ (повышение налогов, пенсионная реформа) рейтинги власти снижаются. Ничего в этом странного нет. Фундаментально каких-то базовых вещей с точки зрения доверия к власти в целом и президенту Владимиру Путину не происходит. Как только включится медийная пушка, рейтинг Путина опять пойдет вверх.
Любой рейтинг и любой вциомовский замер — это как измерение температуры. Это сигнал, чтобы не медийно исправлять, потому что медийно исправить и надуть рейтинг достаточно несложно, а это вопрос понимания того, что есть некоторые социальные, экономические проблемы, которые реально надо сейчас решать.
Если государство считает, что эти непопулярные реформы в дальнейшем должны привести к росту экономики и сейчас можно допустить снижение рейтингов ради дальнейшего экономического подъема, а Орешкин и Силуанов об этом заявляют, то само снижение рейтинга не является чем-то катастрофичным.
А вот если наоборот — из-за непопулярных реформ произойдет ухудшение жизни граждан, то тогда и реакция на рейтинги должна быть с точки зрения экономического курса. То есть это вопрос принятия управленческого решения на основании данных социологов.
Сами по себе данные социологов не являются чем-то хорошим или плохим. Это просто диагноз, который социологи ставят как врачи. Дальше вопрос того управленческого решения, которое на основании этого будет принимать администрация президента и правительство.
«СП»: — С нового года нас ждет изменение некоторых налогов, повышение НДС и другие, что, по мнению некоторых экспертов, повлияет и на благосостояние граждан. В связи с этим негативная тенденция, отмечаемая в опросах, сохранится?
— Всё зависит от того, как государство будет подавать. Если также неудачно и безграмотно как подавалась пенсионная реформа, когда вначале были сделаны все возможные пиаровские, медийные и управленческие ошибки, а потом их спешно пытались корректировать, то, конечно, рост негатива будет серьезным.
Если же будет более выверенная медийная политика и приняты более адекватные управленческие решения, то эти вещи серьезно дестабилизировать ситуацию в политической сфере не смогут.
Социолог Евгений Копатько считает, что на изменение динамики, которую отметил ВЦИОМ влияет несколько факторов.
— Первое: достаточно длительно информационное сопровождение экономических и социальных процессов в России, которые мы наблюдаем, не носили позитивный характер. С другой стороны, в обществе был некий уровень социального оптимизма, суждения, что это относительно быстро может закончиться, но этого не происходит.
Экономические санкции, политические сложности, которые есть в стране, как я полагаю, все они совокупно оказывают влияние на людей. С другой стороны, человек ведь оценивает и по своей собственной жизни: какие у него доходы, возможности, прежде всего экономические. Это отражается на уровне социального оптимизма. Он состоит из многих факторов, в том числе, ожидания перемен к лучшему в ближайшее время.
Кроме того, есть такой показатель как сезонный фактор, который немного улучшается перед Пасхой, майскими праздниками, Новым годом. Он, конечно, влияет в последнюю очередь, но это достаточно серьезно.
«СП»: — Можно спрогнозировать как в ближайшее время поменяется настроение россиян?
— Особого оптимизма я не разделю. Если вспомнить 2014 год, то был шок, изменение курса доллара, резко сократился туристический поток, упал уровень доходов, а где-то через полгода ситуация стабилизировалась.
Мы достаточно легко это пережили. Но все эти вещи имеют накопительный эффект. Я думаю, что уровень пессимизма в обществе имеет свойство накапливаться.
Каждая страна со своими проблемами справляется по-своему. Людям нужна внятная позиция и пресловутой диалог власти и общества.
Интересно, что результаты мониторинга Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС за сентябрь 2018 года, также говорят о пессимистичных настроениях. Исследование свидетельствует, что наибольшие социальные проблемы связаны с ситуацией в сфере занятости: потери работы и/или снижения зарплаты опасается почти четверть занятых (23%).
«Неудовлетворительно оценивают различные стороны жизнедеятельности более четверти опрошенных, примерно столько же — положительно. Доля тех, кто видит для себя возможности самореализации в сложившихся социально-экономических условиях, почти вдвое превосходит численность групп, которые таких возможностей не видят», — отмечается в исследовании.
Согласно исследованию, 47,4% респондентов в возрасте 55 — 65 лет считают, что возможности самореализации у них «скорее отсутствуют», на 0,3% среди них больше тех, кто придерживается противоположного мнения. Более молодые россияне настроены оптимистичнее: в возрасте 45 — 54 лет возможности для самореализации не видят 42,2% и 54,3% считают наоборот, а в возрастной группе от 25 до 34 лет эти цифры составляют 23,3% и 73,8% соответственно. Так что, все опросы показывают одно — ничего хорошего россияне не ждут.