Новости и события

18.10.2018

Виктор Трушков. Детище Большевистской партии

Эти беседы мы начали с открытия I съезда союзов рабочей и крестьянской молодёжи 29 октября 1918 года. В самом начале вступительного слова председатель Организационного бюро по созыву съезда Е.В. Цетлин сообщил: «Идея съезда зародилась ещё в прошлом году». Когда конкретно? Где? Об этом ни на открытии съезда, ни потом никто из делегатов не вспоминал. Может быть, имелась в виду инициатива ЦК РКП(б) по созданию Оргбюро по созыву съезда? Но оно начало свою работу в конце июля 1918 года. Выходит, идея создания Всероссийского союза молодёжи и созыва съезда зародилась за год и до этого события.

ВПРОЧЕМ, НАЙТИ ответ не так уж трудно: за год до I съезда был VI съезд. Но не союзов молодёжи, а Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Идея создания Союза союзов рабочей молодёжи была выдвинута именно этим партийным съездом. Более того, на 13-м пленарном заседании большевистского съезда, проходившем 2 (15) августа 1917 года, обсуждался специальный доклад подсекции по организации молодёжи и по итогам дискуссии была принята резолюция «О союзах молодёжи». И предложения подсекции, и их обсуждение, и принятый документ прежде всего отражают две ключевые позиции: во-первых, в период между буржуазно-демократической Февральской и рабоче-крестьянской социалистической Октябрьской революциями рабочая молодёжь стала сферой острого политического противостояния полярных классовых сил; во-вторых, большевистская партия исходила из того, что она не может, не имеет права оставить вне зоны своего влияния хотя бы малую часть рабочей молодёжи.

Эти позиции нашли полное отражение в начальной части (теперь её назвали бы преамбулой) резолюции «О союзах молодёжи»:

«С первых дней революции (Февральской. — В.Т.) в целом ряде городов России, и в особенности в Петербурге, началось широкое движение рабочей молодёжи и рабочего юношества в целях самостоятельных пролетарских организаций молодых рабочих и работниц. Русская буржуазия, как [и] западноевропейская, великолепно понимая, какое огромное значение имеет подрастающее поколение на весь ход и развитие классовой борьбы, попытается — и отчасти такие попытки уже были сделаны — использовать такие организации в целях подчинения молодых пролетариев своей буржуазной идеологии, внедряя в их умы и сознание об «обществе», «патриотизме» и т. п. и отвлекая рабочую молодёжь хотя бы на время от активного участия в экономической и политической борьбе рабочего класса».

100 лет спустя это положение вновь приобрело исключительную актуальность после того, как мы отдали контрреволюции победу, которую наши деды завоевали в Великой Октябрьской социалистической революции. Нам это положение сегодня дословно вписать бы в партийную Программу и в каждый документ, касающийся работы КПРФ в молодёжной среде. Без привлечения на свою сторону рабочей и всей пролетарской, то есть нанимаемой и эксплуатируемой капиталом, молодёжи наши разговоры о социализме останутся маниловщиной.

А ещё нам, коммунистам, предстоит учесть уроки наших предшественников, участвовавших в работе исторического VI съезда РСДРП(б). После контрреволюционного июльского наступления керенщины на рабочий класс и на его большевистский авангард, когда часть руководства партии во главе с В.И. Лениным оказалась либо под арестом, либо снова в подполье, у некоторых делегатов съезда стрелки компасов начали вибрировать. К тому же, как признавался делегат из Москвы Слесарев, «вопрос в том, как уловить душу молодёжи, каким путём подойти к ней. На уловлении взрослых мы все собаку съели, но для молодёжи требуются иные средства». Он даже предлагал: «Дело надо передать в руки социалистов-педагогов».

Вероятно, по той же причине — отсутствия опыта работы с молодёжью — делегат из Одессы Зифельдт (кстати, в указателе имён в книге «Шестой съезд РСДРП (большевиков). Протоколы», изданной в 1958 году, нет инициалов ни Слесарева, ни Зифельдта) предлагал поставить перед союзами рабочей молодёжи задачу «дать научное образование рабочему классу», а также «создать ряд народных театров, кинематографов, музеев, создать изящную литературу».

Впрочем, это были лишь отдельные мнения. Как отмечал докладчик М.М. Харитонов, «в подсекции образовалось два течения по вопросу об организации молодёжи». Они касались выбора между «двумя типами организации молодёжи: подчинённые партии, находящиеся под её опекой и контролем партийных чиновников, и совсем свободные, имеющие свои газеты, издания и т.п.».

Камертоном обсуждения на пленарном заседании съезда стала позиция 21-летнего делегата из Петрограда, рабочего Путиловского завода В.П. Алексеева, организатора Социалистического Союза Рабочей Молодёжи в Северной столице: на его мнение не раз ссылались другие ораторы. Василий Алексеев отметил, что в молодёжной среде «борются два течения: оборонческое и интернационалистское. В то время как интернационалисты ставят вопросы об охране детского труда и другие вопросы, тесно связанные с положением молодёжи, оборонцы говорят только о науке, о занятиях химией и т.п.». Он добавлял: «Юноши из рабочего класса по самой своей природе являются боевыми, и по своему настроению молодёжь является авангардом рабочего класса. Поэтому нельзя опасаться, что партия не будет иметь своего влияния, если союз будет беспартийным… Рабочая молодёжь не хочет раскола в своей среде, но на собрания всегда зовёт большевика, эсеры и меньшевики успеха не имеют… Мне думается, что он (Союз молодёжи) должен находиться под нашим партийным руководством».

В резолюции «О союзах молодёжи», принятой VI съездом РСДРП(б), особо подчёркивается: «Вмешательство партии в организационное строительство рабочей молодёжи не должно носить характера опеки над ней». (Выделено в документе. — В.Т.). Одновременно съезд принял предложенную Е.А. Преображенским резолюцию: «Съезд предлагает ЦК устроить курсы инструкторов по организации и руководству союзами социалистической молодёжи».

В протоколах I съезда РКСМ я не нашёл ни в докладах, ни в выступлениях упоминаний о VI съезде РСДРП(б) и принятой им резолюции «О союзах молодёжи». Но надо иметь в виду, что это всего лишь протоколы, а не стенограмма. К тому же из тогдашних видных деятелей партии на съезде комсомола никто не присутствовал, а из делегатов VI партсъезда был только Е.М. Ярославский, но он выступал перед делегатами фактически даже не с докладом, а с лекцией «О текущем моменте», как после него с аналогичным докладом-лекцией «Движение рабочей молодёжи на Западе» выступал И. С. Юзефович.

Между тем решения партийного съезда определяли весь ход и все основные документы стартового съезда комсомола. В этом легко убедиться, если сравнить резолюцию VI съезда РСДРП(б) «О союзах молодёжи» и Программу РКСМ, принятую на I комсомольском съезде. В резолюции прежде всего указывалось, что «партия пролетариата… отдаёт себе отчёт в том огромном значении, какое рабочая молодёжь имеет для рабочего движения в целом». В Программе РКСМ этот тезис дан даже более развёрнуто: «Молодёжь, как наиболее активная и революционная часть рабочего класса, идёт в первых рядах пролетарской революции. Ведущая с детства тяжёлую борьбу за существование, лишённая радостей жизни, молодёжь рабочих кварталов полна ненависти к капитализму и готовности к борьбе за освобождение пролетариата».

В резолюции партсъезда указывается, что отношение партии к комсомолу не должно носить характер опеки над ним. В Программе РКСМ читаем: «Сила рабочего класса в его организованности, и рабочая молодёжь, как его передовой элемент, строит свои союзы, в основу которых кладутся принципы самостоятельности молодёжи». Но при этом Программа комсомола чётко указывает: «Союз, являясь в целях проявления самостоятельности молодёжи вполне независимой организацией, в своей революционной работе солидарен с Российской коммунистической партией (большевиков)».

В резолюции «О союзах молодёжи» записана рекомендация большевистской партии, чтобы действия всех структур комсомола «преследовали по преимуществу цели развития классового самосознания пролетарского юношества путём пропаганды идей социализма…». В Программе РКСМ читаем:

«Российский Коммунистический Союз Молодёжи ставит целью:

— Широкую пропаганду идей коммунизма среди рабочей и крестьянской молодёжи…

— Распространение среди рабочей и крестьянской молодёжи основ пролетарского миропонимания и культуры и создание из неё стойких, сознательных борцов за идеалы пролетариата».

В резолюции VI съезда РСДРП(б) высказан наказ социалистическим союзам молодёжи, чтобы они постоянно занимались вопросами «защиты экономических, политических и правовых интересов молодых рабочих и работниц». Программа РКСМ предусматривает, что важнейшей целью комсомола является «защита правовых и экономических интересов молодёжи».

Итак, идея созыва съезда организаций рабочей молодёжи для создания союза этих организаций была высказана в августе 1917 года VI съездом РСДРП(б). Она была воплощена в жизнь 100 лет назад I съездом комсомола.

Обратная связь