Проблема социального состава комсомола всегда была в числе ключевых. Остаётся она таковой и сегодня, несмотря на то, что природа комсомола, его цели и даже само название задают точный вектор для определения его состава. Как это доказано строго научно К. Марксом и Ф. Энгельсом ещё в «Манифесте Коммунистической партии», как это подтверждено повседневностью многих поколений предшественников, как это познают своим хребтом и всей спиной миллионы соотечественников-современников, капиталистическое общество расколото на буржуазию и пролетариат, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Бесспорно, что комсомольским ядром может и должна быть молодая смена рабочего класса. Этого не понимают только политически незрелые люди.
ДА И ИСТОРИЯ на этот вопрос отвечает однозначно. Союзом рабочей молодёжи определил комсомол VI съезд большевистской партии, эту же формулу 100 лет назад подтвердил и исторический I съезд РКСМ. Поскольку стратегическим союзником в борьбе с эксплуататорами (мы сегодня ведём речь не о социалистическом обществе, а об обществе острого противостояния труда и капитала, так как на дворе сегодня всевластвует частная собственность) выступает трудовое крестьянство, то естественно, что крестьянская молодёжь тоже всегда была и остаётся составной частью комсомола. Не случайно же 29 октября 1918 года начинал работу I Всероссийский съезд организаций Рабочей и Крестьянской Молодёжи.
А какое место в комсомоле занимает учащаяся молодёжь? Вопрос непростой, и ответ на него определяется исторической обстановкой, задачами, которые стоят перед партией и комсомолом. 3 октября 1920 года В.И. Ленин показал это исключительно чётко в знаменитой речи на III съезде РКСМ:
«Вы все знаете, что перед нами сейчас же вслед за задачами военными, задачами охраны республики встаёт задача хозяйственная. У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, умения сплотить свои силы».
Ясно, что задача «охраны республики» перед комсомолом сегодня не стоит, так как контрреволюция республику Советов уничтожила. И хозяйственных задач перед ЛКСМ РФ, увы, не значится, так как собственность на средства производства захвачена буржуями. Значит, сегодня перед комсомолом снова стоят задачи критики буржуазии, развития в массах ненависти к ней, развитие классового революционного сознания, умения сплотить свои силы, чтобы свергнуть власть буржуазии.
На первом комсомольском съезде вопрос об учащейся молодёжи хоть и не был главным, тем не менее вокруг него случались сшибки ораторов. На втором заседании 30 октября съезд заслушивал доклады с мест. Слово взял один из организаторов комсомола на Урале, продемонстрировавший на съезде склонность к звонкой фразе Н.М. Хазан. И на этот раз парень был верен себе: «Мы всем Союзам вменили в обязанность разогнать ученические правые организации. Мы рассуждаем так: если ты стоишь на точке зрения Советской власти, иди к нам, а если ты не согласен с нами, то иди подальше от нас».
Ничего не скажешь, лихой подход. Но его, видно, можно списать на индивидуальность оратора. Комсомольского задора у Хазана хватило лишь на месяц с небольшим. На съезде он был избран одним из 15 членов ЦК РКСМ, но уже в декабре 1918 года подал заявление о выходе из ЦК и РКСМ ввиду «крайнего изменения своих взглядов» и эмигрировал в Латвию.
Впрочем, было бы несправедливо считать слова этого товарища-господина абсолютно безосновательными. В ноябре 1917 года народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский в специальном обращении «К учащимся» призывал учащихся старших классов «сблизиться с великолепной молодёжью рабочей, давшей в этой революции столько стойких, самоотверженных бойцов», поддержать рабочих и солдат, несущих «свободу и лучшее благородное будущее». Повод для этого обращения был весьма тревожный. Вскоре после Великого Октября декретами Советского государства были отменены сословно-классовые привилегии в области образования, школа стала общедоступной для всех детей. Однако многие учителя гимназий и реальных училищ зимой 1917—1918 г. отказались работать, саботируя революционные преобразования школы. Забастовку объявили и многие учащиеся, дети из буржуазных семей.
Но все ли ученические организации следует безапелляционно относить к правым? Вот один из убедительных ответов на этот вопрос, его дал на I съезде РКСМ один из организаторов Владимирского союза рабочей молодёжи В.П. Бабушкин (тоже один из 15 избранных на том съезде членов ЦК комсомола): «В самом Владимире Союз Молодёжи организовался только в январе 1918 года и то в среде учащихся. Этот Союз был контрреволюционного направления. Но среди учащихся нашлись и коммунисты, которые организовали новый Союз, и старый постепенно сошёл со сцены.
В этот новый Союз вошла и рабочая молодёжь». Похожую историю рассказал на съезде и один из организаторов Курского социалистического Союза рабочей молодёжи А.И. Ломакин.
Надо заметить, что среди 176 делегатов I съезда РКСМ было 6 учащихся. Два из них представляли тульскую организацию «Новый студент» (кроме них, делегатами от Тулы были ещё 4 молодых рабочих).
УЖЕ после I съезда РКСМ предпринимались попытки создать особые союзы учащейся молодёжи. Более того, по инициативе Московского комитета коммунистического союза учащихся II ступени в столице был проведён Всероссийский съезд коммунистов-учащихся. На нём присутствовали около 200 делегатов из 29 губерний. Они представляли почти 8 тысяч членов организаций учащейся молодёжи. В 38-м томе Полного собрания сочинений В.И. Ленина опубликована его Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919 г. Она занимает всего треть страницы. Похоже, аудитория не располагала Владимира Ильича к серьёзному разговору. В этой краткой речи он, во-первых, отметил важность того, что «молодёжь собирается, чтобы учиться строить новую школу». Во-вторых, вождь революции дал собравшимся наказ: «Сейчас мы закладываем только камни будущего общества, а строить придётся вам, когда вы станете взрослыми. Теперь же работайте по мере своих сил, не берясь за непосильную работу, работайте под руководством старших».
Примечательно, что уже в том же апреле ЦК РКСМ принял решение создать в средних школах комсомольские ячейки. Одновременно в ЦК комсомола был создан отдел по работе среди учащихся. А 11 мая на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) было принято «Положение о работе Российского Коммунистического Союза Молодёжи среди учащихся». В нём указывалось: «Вся работа, как среди рабоче-крестьянской, так и учащейся молодёжи, должна быть объединена в руках Российского Коммунистического Союза Молодёжи». Большевистская партия ещё раз подтверждала, что комсомол призван объединять всё юное поколение, устремлённое в социализм, но его ядром должна быть рабочая молодёжь.
Однако теперь уже в среде комсомола стало проявляться стремление сосредоточить усилия на работе среди более легко организуемой учащейся молодёжи. Поэтому, решая вопросы роста своих рядов, комсомолу пришлось выступать сразу против двух однобоких позиций: взглядов «массовиков» и «классовиков». «Массовики» (ими обычно были работники, связанные со школами, техникумами и вузами) выступали за неограниченный приём в комсомол всех желающих независимо от их классовой принадлежности и позиции, что могло привести к ослаблению пролетарской базы комсомола. В свою очередь «классовики» предлагали превратить РКСМ в чисто пролетарский по составу союз молодёжи. Но в этом случае комсомол мог ослабить своё влияние среди молодёжи в целом, уклониться от процесса внесения социалистического сознания в молодёжную, в том числе рабочую, среду.
МЕТОДОМ проб и ошибок рабочая молодёжь искала пути максимально полезного применения сил учащейся и студенческой молодёжи. Впрочем, это направление работы указал В.И. Ленин ещё в самом начале ХХ века. На знаменитом II съезде РСДРП при обсуждении вопроса об отношении к учащейся молодёжи он внёс проект резолюции, в которой предусматривалось в среде учащихся «во-1-х, поставить на первый план своей деятельности выработку среди своих членов цельного и последовательного революционного миросозерцания, серьёзное ознакомление с марксизмом… во-2-х, остерегаться тех ложных друзей молодёжи, которые отвлекают её от серьёзного революционного воспитания.., ибо эти ложные друзья на деле распространяют только беспринципность и легкомысленное отношение к революционной работе…»
Автор: Виктор ТРУШКОВ.