Наша библиотека

18.08.2020

Ушёл настоящий человек Николай Губенко

Выдающийся режиссёр и актёр. Государственный деятель, патриот с большой буквы. Народный артист РСФСР (от звания Народного артиста СССР отказался в смутном 1991-м), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Дружбы.

Долго, очень долго болел. Весной этого года вместе со своей супругой Жанной Болотовой переболел коронавирусной инфекцией.

У последнего министра культуры СССР, худрука театра «Содружество актёров Таганки» и заместителя председателя Мосгордумы остановилось сердце. Не дожил одного дня до 79-летия.

Президент РФ Владимир Путин направил телеграмму с соболезнованиями: «Российская культура, все мы понесли огромную, невосполнимую утрату. Николай Николаевич Губенко всю свою жизнь преданно служил избранному делу, людям, Отечеству, был человеком удивительного, щедрого таланта, образцом честности и порядочности, искренности и верности своим принципам и в творчестве, и на общественном поприще. Светлая память о Губенко навсегда останется в сердцах его коллег, друзей и учеников».

Николай Николаевич Губенко родился 17 августа 1941 года в одесских катакомбах, во время бомбёжки. Его отец, военный лётчик, погиб в бою под Ворошиловградом в 1942-м («Кровью отца я повязан с Луганщиной, которую он оборонял от фашистов. А теперь сюда нагрянули другие фашисты — бандеровские»). Мама, до Великой Отечественной войны — главный конструктор Одесского крекинг-завода, повешена в том же году за отказ сотрудничать с оккупантами.

С 1947-го Коля жил и учился в детском доме № 5 в Одессе, затем переведён в закрытую спецшколу-интернат для мальчиков с углублённым изучением английского языка, где ребят готовили для поступления в Военный институт иностранных языков. Играл в школьном драмкружке, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, играл в молодёжном ансамбле. Поступил в театральную студию при Доме актёра. По окончании студии зачислен в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя. Переехал в Москву и окончил актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой); первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по пьесе Бертольта Брехта. Был принят в труппу Театра на Таганке. Дебют в кино состоялся в 1964 году: Николай Фокин в фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева. Женился на однокурснице по ВГИКу, будущей Народной артистке РСФСР Жанне Болотовой.

Роль за ролью, фильм за фильмом. В том числе «Директор» (Алексей Зворыкин), «Пароль не нужен» (Василий Блюхер), «Дворянское гнездо» (Ситников), военные ленты «Пока фронт в обороне» и «Пядь земли», комедия «Последний жулик». С 1970 года сам занялся режиссурой. Снял картину «Пришёл солдат с фронта» по сценарию Василия Шукшина (Губенко сыграл роль Николая Егорова). По собственным сценариям — «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «Запретная зона». Конечно же, «Подранки», вызвавший широкий общественный резонанс. «И жизнь, и слёзы, и любовь», получивший призы за режиссуру на Всесоюзном кинофестивале, МКФ в Рио-де-Жанейро, МКФ в Варне. Везде снимал свою любимую Жанну. Сыграл роль лейтенанта Голощёкова в сильнейшей, общеизвестной картине «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова. Читал лекции по кинорежиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Николай Губенко и Жанна Болотова

Ничего не снимал и нигде не снимался с 1988 года. Гораздо позже в интервью газете «Правда» сказал: «Объяснение кроется в том, каким стало наше кино. Сначала после 1991 года нам с Жанной предлагали довольно много ролей. Но какие? Жанне — проституток, барменш, содержательниц притонов и т. п. Мне — злодеев-энкавэдэшников, партократов, палачей. Конкретный пример. Предлагался сценарий о том, как в начале войны тело Ленина с целью его сохранения перевозят из Москвы в Новосибирск. Вокруг этого разворачиваются детективные коллизии. Предложенная мне роль — ответственный за сопровождение. Во время бомбёжки происходит ограбление поезда, тело куда-то исчезает, сопровождающий в панике идёт в местную тюрьму, находит там зека, похожего на Ленина. Его умерщвляют, так сказать, «свежуют», бальзамируют — и всё дальнейшее в том же роде. Ну мог ли я согласиться с такой мразью? И за такие роли предлагали большие деньги — 50 тысяч и более долларов… Был ещё фильм Би-би-си о Сталине, который мне предлагали озвучить для одного из наших телеканалов, а про оплату сказали так: «Сколько скажете, столько и заплатим». Можете себе представить? Но достаточно было заглянуть в текст, чтобы категорически отказаться. Или мог ли я, скажем, согласиться на съёмки у Андрея Смирнова в его злобной, русофобской и антисоветской картине «Жила-была одна баба»? Конечно, нет».

В начале 1987-го (после смерти Анатолия Эфроса) по просьбе коллектива стал главным режиссёром Театра на Таганке. 21 ноября 1989 года назначен министром культуры СССР; на этот пост Губенко порекомендовал худрук Большого драматического театра (БДТ) Кирилл Лавров. Являясь главой Минкульта, добился возвращения советского гражданства экс-режиссёру Театра на Таганке Юрию Любимову, в 1983 году покинувшему страну и принявшему гражданство Израиля, после чего вернул его на должность главного режиссёра, а сам остался актёром. На XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года избран членом ЦК КПСС. Ушёл в отставку вместе с кабмином СССР в конце августа 1991 года, но в течение 3 месяцев (до 27 ноября) продолжал исполнять обязанности министра культуры, пока министерство не было упразднено Госсоветом СССР.

Вскоре между Любимовым и Губенко разгорелся серьёзный конфликт. Главреж по-прежнему основную часть времени проводил за границей. Губенко отмечал, что Любимов кардинально изменился во время эмиграции, променял творчество на «тщеславие, доллары и скандальную славу». Одну из причин конфликта Николай Николаевич видел в том, что ещё в бытность свою министром культуры отказал Любимову в содействии передаче хранящейся в фондах Ленинской библиотеки коллекции любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона хасидам-хабадникам.

В 1992 году рьяный либерал Любимов решил подписать с московским мэром Гавриилом Поповым контракт (утаив сей факт от труппы), согласно которому становился директором Театра на Таганке с неограниченными полномочиями, а также получал здание театра в собственность. То есть выступил в качестве типичного наглого прихватизатора. Случился раскол, и Николай Губенко с единомышленниками (Леонид Филатов, Нина Шацкая, Зинаида Славина, Наталия Сайко, Инна Ульянова и др.) покинули театр. «Люди стали примыкать к Губенко, ставить на него: «Коля, спасай!» Он почувствовал свою ответственность и пошёл до конца. Мне показалось, что в этой ситуации надо быть с ним, невзирая на то, что в глазах большинства мы оказались врагами мэтра и чуть ли не предателями. История рассудила так, что победа осталась за Любимовым. Но я бы сегодня поступил так же», — говорил Филатов. 22 апреля Губенко как художественный руководитель возглавил новый театр — «Содружество актёров Таганки».

«Начиная с момента основания в 1993 году, театр в течение долгих 15 лет боролся за выживание в условиях полного отсутствия финансирования и юридической войны за право быть самостоятельным. Коллектив одержал победу в двадцати семи судах (из них два Высших Арбитражных), но дело ещё долго не сдвигалось с мёртвой точки. Однако молодой творческий организм менее чем через год после создания доказал своё право на жизнь триумфальной премьерой чеховской «Чайки» в постановке Сергея Соловьева. В спектакле были заняты такие мастера как Николай Губенко, Леонид Филатов, Наталия Сайко, Нина Шацкая, Виктория Радунская. Сейчас в репертуаре театра около 40 спектаклей.  Это и музыкально-поэтические композиции, продолжающие лучшие традиции старой Таганки, и классическая русская и зарубежная драматургия, и пьесы современных авторов», — сообщает сайт московского театра драмы и комедии «Содружество актёров Таганки».

Там Губенко поставил спектакли «Белые столбы» (по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, премьера состоялась 10.12.1994), «Четыре тоста за Победу» (премьера 7.05.1995), «Иванов» (А. П. Чехов, премьера 10.09.1997), «ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)» (премьера 7.03.1998), «Афган» (премьера 11.02.1999), «Очень простая история» (М. Ладо, премьера в апреле 2002-го), «Мисс и мафия» (Н. Птушкина, премьера 12.04.2007), «Арена жизни» (инсценировка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, премьера 14.06.2010) «Концерт по случаю конца света» (инсценировка по произведениям поэтов и писателей от А. Пушкина до наших дней, историческая драма, премьера в 2014-м) и др.

Он последовательно боролся против демократов-разрушителей. В мае 1995-го вошёл в общественный совет всероссийского общественно-политического объединения «Духовное наследие». Избирался в Госдуму II и III созывов от КПРФ, руководил Комитетом Комитетом ГД по культуре в 1996-2003 годах. С 20.04.1997 по 25.05.2002 входил в состав Президиума ЦК КПРФ. В 2001-06 годах входил в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ. 25 мая 2002 года исключён из партии за «деятельность, несовместимую с деятельностью фракции» — после того, как вопреки решению КПРФ отказался уйти с поста председателя думского Комитета по культуре. Впоследствии восстановлен в партии.

В 2003 году стараниями патриотов (основная заслуга принадлежит Николаю Николаевичу Губенко и Савве Васильевичу Ямщикову) был сорван вывоз в Германию «Балдинской коллекции» — уникального собрания произведений искусства, спасённого от гибели в конце Великой Отечественной войны и переданного Музею архитектуры им. Щусева советским офицером Виктором Балдиным. В последний момент, когда министр культуры, титулованный разрушитель русской культуры Михаил Швыдкой уже готовился сплавить наше национальное достояние на Запад, Губенко обратился к генеральному прокурору Владимиру Устинову с просьбой опротестовать приказ Швыдкого за №199 «как незаконный, противоречащий части I статьи 15 федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» и нарушающий законные интересы общества и государства», инициировал обращение Госдумы РФ к Владимиру Путину с просьбой «притормозить передачу «коллекции Балдина» в Германию», лично отправил два письма Президенту РФ («Возможно, после этого Вы не станете лучшим немцем года. Но история и народ скажут Вам спасибо за Вашу верность памяти 27 миллионов погибших»), отправил телеграмму председателю Таможенного комитета Михаилу Ванину с просьбой «предотвратить вывоз особо ценной художественной коллекции гражданами Германии Вульфом Херцогенратом (паспорт №9543102550) и Вольфгангом Айхведе (паспорт №9543103258)». Путин взял дело под личный контроль. Швыдкой получил представление из Генпрокуратуры о незаконности передачи коллекции и официальное предупреждение по этому поводу. Процесс передачи был приостановлен. Хотя Швыдкой сотоварищи и в дальнейшем заявляли о необходимости вывезти бесценную коллекцию Балдина (364 работы Рембрандта, Рубенса, Тициана, Дюрера, Гойи, Веронезе, Рёйсдала, Рени, Коро, Мане, Дега, Ван Дейка, Ван Гога и др.) в немецкий Бремен, в в кунстхалле которого одно время хранились эти произведения.

В 2005 году Губенко избран в Мосгордуму от КПРФ, переизбран в 2009-м, 2014-м и 2019-м, почти одиннадцать лет являлся вице-спикером Московской городской Думы. Призывал ужесточить контроль за притоком нелегальных мигрантов в Россию, поддержал требование запретить русофобскую книжонку Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души», добивался введения наблюдательных советов на телевидении («На примере кровоточащей Украины мы с ужасом и болью наблюдаем, к чему приводит искажение, переписывание истории. Но ведь это в огромной степени работа телевидения, и давайте прямо скажем: у нас оно много лет занималось тем же самым. И продолжает своё губительное проникновение в души людей, продолжает их разлагать и разобщать»).

В прошлом году категорически отказался (в отличие от ряда однопартийцев) от поддержки со стороны навальнистов на выборах в столичный парламент в рамках проекта так называемого «умного голосования». ТАСС цитировало его слова: «Я не нуждаюсь в поддержке тех, кто разрушает нашу государственность и старается нажить политический капитал на том, что создано силами всего народа».

Николай Губенко: «Я — не историк, не философ, а человек, рождённый в 1941 году, в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю. Я — не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости».

«В нынешнем обществе слишком много несправедливости и неправды. Что говорит нам Библия? «Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан». Надо уметь слушать и помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Надо жить так, чтобы можно было сказать словами моего любимого поэта-фронтовика Семёна Гудзенко: «Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты»».

Обратная связь