Пять лет спустя…
Пять лет назад – в 2014 году, исполнительная власть под давлением обстоятельств вынуждена была взять на вооружение идею левопатриотических сил о деофшоризации экономики России. Собственно говоря, соответствующая тема поднималась и в предыдущие годы. Однако именно в августе – в сентябре 2014 году началась разработка закона «О контролируемых иностранных компаниях», направленного на предотвращения ухода базовых отраслей экономики за пределы юрисдикции нашей страны. Базовые положения данного документа легли в основу федерального закона № 376 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», принятого 24 ноября 2014 года.
Суть внесённых поправок в законодательство сводилась к обложению налогом неопределённой части прибыли зарубежных финансово-экономических структур (организаций без образования юридического лица), контролируемых российскими налогоплательщиками. Кроме того, принятый закон объединяет ряд специальных правил по противодействию уклонению от уплаты налогов. Речь идёт о концепциях налогового резидентства юридических лиц, бенефициарного собственника дохода и т.д.
Казалось бы, прошёл весьма продолжительный период с момента принятия и вступления в силу закона «О контролируемых иностранных компаниях». Поэтому уже сейчас можно подводить итоги введения соответствующей законодательной новации. Смогла ли данная мера способствовать остановке вывоза капитала из России? Удалось ли вернуть ключевые отрасли экономики из международной юрисдикции? Но сперва следует освятить суть затронутой проблемы.
Хватит душить Россию и грабить народ!
Чем чревато нежелание решать рассматриваемую нами проблему? Какие последствия могут постичь Россию и народ в случае сохранения офшорного характера нашей экономики? Прежде всего, государство терпит убытки от подобной практики. Только за 1992 – 2012 гг. сумма капитала, ушедшего из России, составила 2 триллиона рублей. Вы вдумайтесь в названные цифры!
Много это для нашей страны или мало? Ответ на данный вопрос мы можем найти, используя выдержки статьи «Пора возвращаться с островов», опубликованной в 4-ом номере журнала «Эксперт» за 2013 год. Авторы публикации, ссылаясь на данные аналитиков Tax Justice Network, отметили, что «за постперестроечное время из России было выведено – большей частью в офшоры – активов на 800 млрд долларов». По их словам, 800 миллиардов долларов, «вложенные в инфраструктуру и бизнес, могли бы сделать ВВП России выше на десятки процентов».
В свою очередь, данные, обнародованные в августе 2017 года экспертами Национального бюро экономических исследований (NBER) – частной некоммерческой исследовательской организации США, также позволяют сформировать достоверное представление о происходящем. Подсчитав размер капитала, который россияне хранят на неучтённых офшорных счетах, они назвали цифру в размере 62 триллионов рублей. Данные показатели, по мнению американских исследователей, составляют ¾ валового дохода нашей страны.
В марте 2019 года аналитики Bloomberg Economics подсчитали масштабы вывезенного из России капитала за последние 25 лет. Согласно их данным, за упомянутый период наша страна потеряла активы на общую сумму минимум в 750 миллиардов долларов, что составляет половину годового ВВП страны. Эксперты Bloomberg отмечают, что «вложенные в отечественную экономику, эти активы могли бы снизить стоимость капитала, увеличить объёмы производства и доходы правительства от налогов, которые можно потратить на развитие инфраструктуры и социальные программы». Но, как говорится, воз и ныне там!
Вдумайтесь, какой финансовый ущерб нанесён России. На фоне масштабного спада экономики, тотального обнищания народа за пределы нашей страны утекают колоссальные денежные потоки. Это, безусловно, отрицательное явление – ведь наша страна терпит убытки.
Одновременно обратим внимание на следующую сторону дела. В 2017 году, по данным Центрального банка РФ, из России в офшоры утекло 42 миллиарда доллара или 2,5 триллиона рублей. Чистый отток капитала составил 31,3 миллиарда долларов. Ряд аналитиков подчёркивает, что это «на 15% больше, чем федеральный бюджет потратил за год на поддержку национальной экономики и вдвое превышает сумму, выделенную на образование и на здравоохранение вместе взятые».
В свою очередь, согласно данным ЦБ РФ, в 2018 году масштабы чистого оттока капитала возросли с 31, 3 миллиардов долларов до 67,5 миллиардов долларов. Аналитики Банка России подчёркивали, что только за первый квартал 2018 года из России было выведено около 17 миллиардов долларов. Подсчёты Finanz свидетельствовали о том, что сумма капитала, выведенного за пределы нашей страны в течение первых трёх месяцев прошлого года, эквивалентна 4,3% российского ВВП. Она же оказалась равной «половине всех нефтегазовых доходов федерального бюджета и почти в полтора раза превышает расходы Федерации на выплату пенсий (они составили 690 млрд. рублей)».
Что же получается? Под разговоры о том, что «денег нет» и «надо держаться» правительство сокращает финансирование ключевых сфер жизнеобеспечения нации. Так, разработанные осенью 2016 года Министерством финансов РФ «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусматривали поэтапное сокращение государственного финансирования национальной обороны в 2016 – 2017 гг. на 1,04 триллион рублей, а в 2017 – 2018 гг. – на 0,12 триллионов рублей. Правда, предусматривалось увеличение финансирования обороны в 2019 году на 0,09 триллионов рублей. Но это не достигало уровня 2016 года. Также следует упомянуть о сокращении ассигнований на здравоохранение. Вышеупомянутый документ предусматривал снижение выделяемых денег на медицину в 2016 – 2017 гг. на 85 миллиарда рублей, а в 2018 – 2019 гг. – на 34 миллиарда рублей. Добавить к этому навязанную России «пенсионную реформу», чтобы понять намерение власти капитала пустить народ нашей страны по миру. И на фоне призывов к «затягиванию поясов» под предлогом «отсутствия денег в бюджете» за границу течёт поток денег.
Что дало России потакание эгоизму правящего класса? Чем обернулось для общества непринятие мер, направленных на возвращение в нашу страну украденных денег? В стратегическом плане – усугублением кризиса и консервацией отсталости. Те деньги, которые можно было бы использовать для финансирования науки, высокотехнологичных отраслей производства, утекают за кордон. Всё это недопустимо, особенно на фоне усиления международного давления. Положение государства в мире определяется не громогласными декларациями, а наличием экономической силы – способностью производить, кормить, одевать, обувать, просвещать население, выдерживать конкуренцию на международных рынках, давать острастку недругам, зарящимся на национальное достояние страны. Когда страна обладает развитой производственной базой, крепким социально-демографическим потенциалом, обороноспособностью, высокими технологиями, — только тогда она имеет авторитет и влияние в мире. Лишь при наличии перечисленных факторах государство способно выстоять перед натиском внешних противников.
В финансово-экономическом плане – отказ денежных властей от введения валютного регулирования увеличивает степень уязвимости российской экономики. Так, в редакционной статье одного из мартовских выпусков журнала «Эксперт» за 2011 год подчёркивалось, что отсутствие регулирования движения капитала приводит к тому, что зарубежный спекулятивный капитал фактически начинает раскачивать национальные рынки. Подчёркивалось, что в «инвесторы с удовольствием пользуются предоставленными им комфортными условиями – и с удовольствием же пользуются комфортными условиями для бегства в период кризиса (пока власти не поймут, что для удержания хороших финансовых макропоказателей уже нет никаких ресурсов…)». В результате Россия сильнее других получает удар под дых палкой, именуемой «финансово-экономическим кризисом» — в отличие от ряда других стран, руководство которых не зациклилось на догматических концепциях неолиберального толка.
Одновременно заметим, что даже часть буржуазных экономистов и некоторые представители предпринимательских кругов полагают, что без введения валютного контроля, без остановки утечки капиталов невозможно добиться финансово-экономической стабилизации. Так, в 2009 году член экспертного совета Российского союза промышленников и предпринимателей, главный экономист журнала «Эксперт» С.Н. Журавлёв подчёркивал, что «увод денег из валютных спекуляций» является недостаточным, но необходимым условием «оживления кредитной активности банков и снижения цены заёмных ресурсов». По его мнению, возможность получения кредита в фонде «может зависеть от эффективности использования валютных ограничений» в целях выравнивания платёжного баланса.
Не случайно правительства капиталистических стран подчас прибегают к установлению государственного валютного контроля. Так, устав МВФ допускает возможность (а при определённых обстоятельствах обязывает) стран вводить валютные ограничения по движению капиталов в условиях экономической нестабильности. Данный способ использовался в ряде стран Юго-Восточной Азии после валютного кризиса, произошедшего в 1997 году, также в странах Латинской Америки – по причине долговых кризисов 1980 – 90-х годов и прекращения кредитования из за рубежа.
Соответственно, отказ исполнительной власти от принятия подобных мер чреват усугублением экономических проблем России, со всеми вытекающими последствиями.
В социальном плане – вследствие перетягивания узкой кучкой лиц финансового одеяла в свою пользу и вывода их за пределы России государство теряет деньги, которые можно было бы использовать для выхода из социально-демографической ямы. В результате мы наблюдаем развитие контрпродуктивных тенденций. Только за последние девятнадцать лет количество школ в нашей стране сократилось с 68100 до 41300, больниц – с 10700 до 5300, площадь аварийного жилья увеличилась с 9,5 млн. квадратных метров до 24,6 млн. квадратных метров. Усугубление социального кризиса не могло не сказаться на демографической обстановке в нашей стране. Недаром в 2018 году, по данным Росстата, смертность превысила рождаемость в 1,2 раза. А в январе 2019 года вице-премьер Татьяна Голикова, выступая на Гайдаровском форуме, заявила, что только за одиннадцать месяцев 2018 года в России ушло из жизни на 200 тысяч человек больше, чем родилось. Всё это носит крайне тревожный характер.
В геополитическом плане – глобальная система контроля над финансовыми операциями предоставляет «ведущим мировым державам» блокировать накопленные за границей денежные средства на неопределённый срок. Ситуация усугубляется вступлением в 2013 году в силу американского закона «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA). Положения новой системы предусматривают установление требований для кредитно-финансовых учреждений всего мира в целях идентификации финансовой отчётности американских налогоплательщиков и предоставления информации об их деятельности налоговым органам США.
Всё это делает вероятным конфискацию выведенных олигархами их России активов (равно как и государственных финансовых ресурсов) в пользу «западных демократий». Фактическое замораживание денежных вкладов россиян в Исландии в 2008 году, на Кипре в 2013 году прямо свидетельствует об этом. Равно как и попытки финансовых властей США заблокировать в 2014 году счета крупных российских компаний. Прецедент существует! Глупо потерять накопленные средства и ключевые отрасли производства.
Дело не в том, что нам жалко наших олигархов и коррупционеров. Отнюдь нет. Речь идёт о том, что конфискованные у них средства не будут возвращены в Россию. Они перейдут зарубежным государствам. А это, сами понимайте, крайне нежелательный сценарий развития событий. Во-первых, на присвоенные деньги мировой империализм продолжит разжигать захватнические войны, инспирировать «цветные перевороты». А это ущемление позиций России, чего не желает ни один вменяемый человек. Во-вторых, установив прямой контроль над ключевыми отраслями экономики, иностранцы не будут осуществлять ни модернизацию её, ни жизненно необходимую новую индустриализацию. Никто не станет своими руками укреплять мощь своего международного конкурента. Далеко за пределами ходить не надо. Внесение правительством США российского производителя суперкомпьютеров компании «Т-платформа» в список организаций и лиц, действующих вопреки национальной безопасности и внешнеполитическим американским интересам, едва не парализовало нашу перспективную отрасль экономики.
Деньги должны быть возвращены в Россию
При поимке преступников, ограбивших квартиру либо угнавших автомобиль, потерпевшим возвращается украденное имущество. Аналогичный подход должен применяться и в данном случае. Если в зарубежных государствах собираются конфисковать капиталы отдельных представителей нашей «офшорной аристократии» на основании выявленного факта отмывания денег и их незаконного увода с территории Российской Федерации, то возвращаться они должны России, а не присваивается в пользу иной стороны.
Поэтому тем, кто считает, что офшоры (равно как и невозвращение России украденных денег) якобы не являются бедой, следует задать следующие наводящие вопросы:
Вы хотите, чтобы граждане России получали нормальные зарплаты и пенсии? Уверены, что да.
Вы за то, чтобы прекратили разрушать здравоохранение, образование и ЖКХ, создали нормальные условия для жизни людей? Не сомневаемся что вы за.
Вы за то, чтобы была возможность осуществить вывести экономику России в число быстроразвивающихся, за проведение индустриализации? Конечно, вы за.
Вы за то, чтобы Россия не утратила окончательно суверенитет, чтобы она не лишилась своих финансовых ресурсов и ключевых отраслей экономики в результате их прямого перехода под контроль иностранцев? Разумеется, за (ни один нормальный человек не скажет, что он желает подобного).
Вот поэтому надо добиваться возвращения вывезенных капиталов в Россию, остановки их утечки. Но каким образом?
Набор предлагаемых мер по деофшоризации
На слуху утверждения, будто создание благоприятного инвестиционного климата будет способствовать возвращению в Россию вывезенных денег, стимулирует участников рынка вкладывать средства в развитие отечественной экономики и предотвратит вывоз капитала за границу. Прежде всего, сперва следует уточнить, что стоит за разговорами о целесообразности «улучшения инвестиционного климата».
Одни эксперты полагают, что следует изменить денежно-кредитную и налоговую политику, переориентировав её в интересах отечественных деловых кругов. Так, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Я.М. Миркин считает, что «настройка экономики на рост, резкое расширение налоговых стимулов, ориентированных на инвестиции, модернизацию, длинные деньги» представляют собой «наилучшее средство для деофшоризации». Другие учёные-экономисты, государственные и политические деятели видят выход в закреплении гарантии прав частной собственности, в прекращении «чрезмерного» вмешательства административных и правоохранительных органов в дела предпринимательских структур. Например, президент РФ В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию в 2014 году заявил о целесообразности объявления амнистии на совершённые экономические (главным образом – налоговые) преступления.
Несомненно, КПРФ на протяжении последних тридцати лет заявляла и будет заявлять о необходимости проведения новой финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики, направленной на стимулирование развития отечественного производства, независимо от формы собственности. Без снижения непомерно высокого уровня налогообложения, без обеспечения предприятий дешёвым кредитом, без увеличения государственных инвестиций в стратегически значимые отрасли экономики невозможно не только осуществить модернизацию, но и добиться элементарной стабилизации народного хозяйства. Но именно действующее правительство, фактически посадив реальный сектор экономики на голодный финансовый паёк, установив драконовскую налоговую нагрузку, поощряя рост цен и тарифов сырьевых и естественных монополий, в сущности блокирует экономическое развитие России, снижает интерес потенциальных инвесторов к вложениям в машиностроение, в сельское хозяйство, в высокие технологии.
Что же касается административных барьеров, рейдерства, то нам всё это тоже знакомо не понаслышке. Одни только островки социализма в виде «народных предприятий» подвергаются регулярным нападкам со стороны контрольно-надзорных органов. Практика показывает, что регулярно претензии проверяющих инстанций носят либо мелочный, либо необоснованный характер. Более того, под абсолютно нелепому предлогу подчас пытаются захватить предприятия в пользу приближённых к власти коммерческих структур. Давление на «Совхоз имени В.И. Ленина», на столичную мебельную фабрику «Айвори» прямо свидетельствует об этом.
Полуфеодальное давление управленческих структур на экономическую деятельность способствует усилению хаоса в вопросах управления производственными комплексами, со всеми вытекающими последствиями. Несомненно, подобным явлениям следует положить конец. Прежде всего, речь должна идти о реальном обеспечении судебной системы и следственных органов. Положения программных документов КПРФ и народно-патриотических сил (в частности, «20 шагов Павла Грудинина») предусматривают реализацию вышеперечисленных мер.
Однако всё это относится, в основном, к машиностроительному и аграрному комплексам, к народным предприятиям, к мелкому бизнесу. Компании, сосредоточенные в добывающей промышленности, находятся в ином положении. Прежде всего, в отличие от остальных хозяйствующих субъектов, они обладают финансовыми и налоговыми преференциями. Государство оказывает олигархическим бизнес-империям поддержку в критический для них момент. Так, в 2008 – 2009 гг.. средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния были выделены крупнейшим бизнес – империям на беззалоговой основе. Так, компании «Русал» и «Норильский никель» получили 4,5 млрд. долларов кредита от Внешэкономбанка из Фонда национального благосостояния; «Евраз» — 1,8 млрд. долларов; «Мечел» — 1,5 млрд. долларов; Роснефть – 4,5 млрд. долларов. О том же самом свидетельствует принятие в 2014 году Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона №607554-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»», известного как «закон Роттенберга». Речь идёт о компенсации государством финансовых потерь физическим и юридическим лицам, понёсших убытки в результате введения международных санкций.
Кроме того, сырьевые компании, в отличие от остальных экономических игроков, имеют налоговые льготы. Так, в 2009 году правительство снижало налоговую нагрузку на нефтяные компании. Данная практика продолжалась на протяжении последующих лет. Так, в мае 2013 года Министерство финансов РФ приняло решение об увеличении налога на добычу полезных ископаемых, но о снижении экспортной пошлины на нефть. Поскольку НДПИ уплачивается потребителем, о чем писал бывший советник президента РФ С.Ю. Глазьев в своей статье «Непростительные иллюзии», опубликованной в журнале «Эксперт» в выпуск № 50 (880) от 16 декабря 2013 года, следовательно, налоговую нагрузку переложили с олигархических компаний на плечи народа.
Следует отметить, что данная группировка располагает тесными связями с высокопоставленным чиновничеством. 25 мая 2010 года данный факт признал первый заместитель главы администрации президента В.Ю. Сурков. По его словам, олигархи «владеют миллиардами, получили предприятия задаром, имеют гигантские прибыли, ходят напрямую в Кремль, разговаривают с министрами на дачах».
Казалось бы, что им может мешать в этих условиях? Нам предстоит найти ответ на данный вопрос.
Кто они, бенефициары офшорных компаний?
Прежде чем рассуждать о наиболее оптимальных способах деофшоризации российской экономики, следует понять, кто конкретно выводит активы в зарубежную юрисдикцию? Речь идёт о двух категориях. Во первых, в вышеупомянутой статье журнала «Эксперт» «Пора возвращаться с островов» подчёркивалось, что контролируются из офшорных зон «предприятия ТЭКа, порты и аэропорты, связь, доменные печи, объекты электроэнергетики». То есть, речь идёт о сырьевых монополистах, которые, как мы выяснили, располагают связями с властью, которым правительство оказывает финансовую поддержку и понижает уровень налогообложения.
Во-вторых, в августе 2011 года эксперты Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции Министерства внутренних дел РФ, проанализировав поступающие сведения из Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы, Центробанка РФ, представили следующие данные. Основной массив выведенных из России сомнительным путём в течение 2010 – первого квартала 2011 гг. 5 триллионов рублей, составляют деньги, «полученные в виде так называемых «откатов» в сфере госзаказа, и средства, похищенные напрямую из бюджетов различных уровней». Словом, речь идёт о коррупции и о казнокрадстве, поразивших управленческий аппарат. И нам предлагают легализовать взяточничество и расхищение бюджетных средств?!
То же самое касается топливно-сырьевых магнатов. Ни для кого не секрет, каким способом они укрепили своё доминирующее положение. Мы прекрасно знаем об особенностях чубайсовской приватизации, в результате которой ограниченный круг лиц присвоил национальные богатства России в свою пользу. Общеизвестно положение опубликованного в 2004 году доклада Счётной палаты РФ «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 годы». В нём чёрным по белому написано, какие конкретно нарушения законодательства были допущены в ряде случаев при продаже государственных предприятий частным компаниям. В частности, речь идёт о «залоговых аукционах» 1995 года.
В докладе перечислены нарушения, допущенные в ходе совершения упомянутых сделок: «в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась…»; «банки фактически “кредитовали” государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков – участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий. В результате банки, “кредитовавшие” государство, смогли непосредственно либо через аффилированных лиц стать собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий».
Дело не ограничивалось нарушением законодательства во время приватизации. Сама система организации и функционирования капиталистических отношений выстроена на бандитских принципах. Даже буржуазная экономическая пресса периодически вынуждена констатировать это. Так, редакторский коллектив журнала «Эксперт» в одном из своих выпусков за февраль 2014 года в статье «Бесплодная схоластика», анализируя деятельность крупнейших «игроков» жилищно-коммунальной отрасли, пишет следующее: «Сегодня в ЖКХ доминируют игроки, которые, в сущности, не заинтересованы в модернизации, их устраивает нынешнее положение дел, они лоббируют дальнейший рост тарифов, что обеспечит им неиссякаемый поток прибыли». Подчеркнуто, что они все находятся «в тесных доверительных отношениях с бюрократией», заинтересованы в том, чтобы «снимать доход с дряхлеющих инженерных систем, пока эти системы не развалятся окончательно». Аналогичная картина наблюдается и в добывающих отраслях. Одним словом, речь идет о монопольном сговоре компаний, приводящем к взлету цен, об их связях с государственным аппаратом (про коррупционный характер данного сращивания за последние годы написана гора статей – как сторонниками власти, так и ее противниками, поэтому повторяться нет смысла).
Про уклонение от уплаты налогов крупнейшими компаниями общеизвестно. Об этом речь шла в записке рабочей группы Государственной думы РФ по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, направленной 20 апреля 2009 года президенту Д.А. Медведеву. В ней был собран материал о нелегальном вывозе за границу нефти, угля, алмазов, драгоценных металлов, апатитов и т.д. Речь идет о контрабандном экспорте сырьевых ресурсов – той его части, которая не «регистрируется». Авторы вышеупомянутой записки подчеркивают, что ущерб от подобных действий за период 1992 – 2009 гг.. составил минимум 10 триллионов долларов.
Таким образом, олигархи и чиновники, осознавая, мягко говоря, сомнительный способ получения ими капиталов, пытаются замести следы своей полукриминальной деятельности, выводя захваченные ими активы в зарубежную юрисдикцию. Тем самым они стремятся обезопасить свои состояния, поскольку их могут привлечь к ответственности за разграбление богатств России. Ведь знает кошка, чьё мясо съела. У немалой части представителей правящего класса имеются свои «скелеты в шкафу». Их держат под замком до отставки/попадания в опалу/проигрыша в под ковёрной борьбе кланов буржуазии того или иного представителя «элиты».
Амнистия – выход из создавшегося положения?
На наш взгляд, идея объявления амнистии на совершённые олигархическим капиталом и высшим чиновничеством экономические преступления носит, мягко говоря, сомнительный характер. В «тучные нулевые» властью был апробирован соответствующий эксперимент. Так, в 2005 году Кремль объявил аналогичную «амнистию», заявив об отказе от пересмотра итогов приватизации, сократив срок рассмотрения дел, связанных с сомнительными сделками по продаже государственного имущества, до трех лет. И что в итоге? Олигархи, убедившись в возможности безнаказанносовершать преступления, активизировали свою «деятельность». По крайней мере, во второй половине 2000-х годов финансовая пресса писала о сомнительных операциях крупных экономических игроков. Например, в упомянутый период в газете «Ведомости» можно было найти информацию о передаче непрофильных активов «Газпрома» (фонда «Согаз», пенсионных резервов пенсионного фонда «Газфонд», холдинга «Газпром-медиа») банку «Россия» Юрия Ковальчука – по заниженной цене и вне конкурсов, о выкупе государством у Романа Абрамовича «Сибнефти» по завышенной цене и за счет бюджетных денег, о деятельности нефтяного трейдера Gunvor, являющейся посредником в экспортных операциях «Сургунтнефтегаза», «Газпром нефти» и «Роснефти».
Не отставали от капиталистов чиновники и менеджеры государственных компаний и фондов. Обнародованные в 2013 году результаты проверки Счётной палатой РФ финансовой деятельности руководства фонда «Сколково», возбуждённые на протяжении 2010-х годов уголовные дела в отношении высокопоставленных работников сердюковского Министерства обороны, Министерства культуры, в отношении заместителя начальника управления ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко, начальника отдела в Управлении «К» Службы экономической безопасности ФСБ Кирилла Черкалина, министра экономического развития Алексея Улюкаева, министра РФ по координации деятельности «Открытого правительства» Михаила Абызова, определённых топ-менеджеров компаний «Ренова» и «Т Плюс», — всё это наглядно продемонстрировало, как восприняли объявленную в 2005 году амнистию капиталов не только крупнейшие магнаты, но и чиновники, неофициально обладающие долями в компаниях, находясь параллельно на государственной службе.
Вполне понятно, что полученные криминальным путём капиталы выводятся за пределы российской юрисдикции. Финансовые аферисты видят в этом способ уберечь захваченные ими активы от возможной конфискации за совершённые преступления. Ведь государству нанесён серьёзный ущерб. Поэтому нет абсолютно никакого смысла наступать на те же самые грабли, объявляя амнистию клептократам.
Забыли о введении валютного контроля
Как же так вышло, что принятие в 2014 году закона «О контролируемых иностранных компаниях» не привело к ожидаемым результатам? Казалось бы, ряд крупнейших бизнес-империй пять лет назад заявили о своём уходе из иностранной юрисдикции. Следовательно, капиталы вроде начали возвращаться в Россию? Но в реальности не всё так просто. Так, в январе 2014 года Евгений Максимович Примаков, выступая на заседании научно-экспертного сообщества «Меркурий клуб», заявил, что в офшорных зонах «под видом местных остаются структуры, принадлежащие российским компаниям». Это во-первых. Во-вторых, выше мы приводили данные Центрального банка РФ за 2017 и за 2018 гг., свидетельствующие о возрастании утечки капитала за пределы нашей страны. Соответственно, надо искать ответ на вопрос о причинах происходящего? В чём была слабость мер по деофшоризации экономики, предпринятой исполнительной властью.
Пойдя на фрагментарное введение контрольно-надзорных мер за деятельностью офшорных структур, власть так и не решилась ввести валютное регулирование. Ещё в 2014 году и президент, и представители финансово-экономического блока правительства заявляли, что Россия не собирается вводить ограничения по движению капитала. 12 февраля 2019 года пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил по данной теме буквально следующее: «В условиях абсолютной макроэкономической стабильности, которая обеспечивается нашими финансовыми властями, правительством, работает правило абсолютно свободного перемещения капитала. Без этого не может быть нормальной развивающейся рыночной экономики».
Мы являемся свидетелями очередной попытки выдать желаемое за действительное. Начать с того, что в большинстве стран мира государство так или иначе регулирует движение капиталов. Например, в опубликованной в «Эксперте» статье «Пора возвращаться с островов» констатировалось, что «вывести деньги из китайской экономики относительно сложно». Всё дело в том, что КНР «ведет контроль за валютными операциями, и пока либерализации на этом фронте не ожидается». Кроме того, Китай «Имеет более 120 соглашений об обмене налоговой информацией, в том числе с основными офшорными территориями». Данное обстоятельство «позволяет достаточно успешно выявлять схемы уклонения от налогов».
Впрочем, к подобной практике прибегают не только социалистические, но и капиталистические страны. В этой связи уместно сослаться на информацию, представленную председателем совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павлом Гагариным, который в 2013 году сообщил, что «США используют административные методы, постоянно ужесточая требования к банкам в отношении открытия офшорных компаний, ужесточая контроль за подозрительными операциями таких компаний». В качестве подтверждения данной мысли следует вспомнить о внесённом экс-президентом США Бараком Обамой законопроекта «О предотвращении злоупотребления налоговыми гаванями», о принятии в 2010 году американцами Закона о налоговой дисциплине, касающегося использования зарубежных счетов, о заключённом в феврале 2012 года между Францией, Германией, Великобританией, Италией и Испанией соглашения по совестному проведению в жизнь вышеупомянутого законодательного акта, о договорённости участников вашингтонской встречи министров финансов и глав Центральных банков стран G 20 об автоматическом обмене информацией о налоговых уклонистах и о владельцах офшорными активами.
Тем не менее, в нашей стране предложения, касающиеся установления государственного контроля над валютными операциями, воспринимаются в штыки. Почему? В 2013 году советник президента РФ С.Ю. Глазьев в своей статье «Непростительные иллюзии» высказал предположение, что «устойчивость идиосинкразии к валютному контролю объясняется привлекательностью офшорного образа жизни для значительной части властвующей элиты, рассматривающей Россию не как свою Родину, а как «эту страну» для выкачивания денег». Вот именно всевластие олигархического капитала не даёт возможность реализовать то, что успешно апробировано в целом ряде стран.
Одновременно следует напомнить, что в России всё же был период, когда был установлен валютный контроль. Произошло это в период работы правительства Примакова – Маслюкова – Геращенко. 11 сентября 1998 года – буквально в первый день начала работы нового кабинета министров, Центробанк РФ выпустил указание № 347-У «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России «О порядке обязательной продаже предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» № 7 от 29 июня 1992 года». Соответствующий документ вводил обязательную продажу 75% экспортной выручки Центральному банку.
Данная мера благотворно отразилась на финансово-экономическом положении России. Старший аналитик ИК «Риком — Траст» Владислав Жуковский подчёркивал, что благодаря введению валютного контроля «удалось в 3 раза снизить масштабы валютных спекуляций и вывод капитала, а отвязав эмиссию рубля от притока долларов и насытив рынок деньгами он сумел существенно снизить долю бартера и вексельного оборота (с 85% до 40%), повысить доступность кредитов и сократить инфляцию издержек».
Соответствующий опыт является поучительным.
Что дальше?
Как добиться остановки утечки капиталов за пределы России? Какие меры в направлении деофшоризации экономики могут носить действенный характер? Помимо установления жёсткого контроля за деятельность контролируемых иностранных компаний пора всерьёз задуматься о введении валютного регулирования. По большому счёту данный шаг следует осуществить в обязательном порядке. Однако сперва речь должна идти об устранении факторов, препятствующих воплощению в жизнь подобной идеи.
Выше мы писали, что олигархия меньше всех заинтересована в реализации такой жизненно необходимой российской экономике меры как установление государственного контроля над валютными операциями. Пока данный класс обладает экономической и политической властью, невозможно сдвинуть дело с мёртвой точки в рассматриваемом нами вопросе (и не только).В связи с этим следует ставить вопрос о кардинальном изменении модели социально-экономического и политического развития нашей страны.
Первоочередными мерами новой политики должны стать:
— национализация стратегически важных отраслей экономики (особенно добывающей промышленности, естественных монополий);
— установление реального государственного и общественного контроля за деятельностью государственных корпораций;
— наведение финансового порядка в деятельности руководства государственных компаний, принятие комплекса последовательных мер, направленных на ограничение их аппетитов;
— воссоздание централизованной системы государственного планирования развития экономики;
— привлечение трудовых коллективов к участию в управлении производством.
Одновременно следует помнить, что государство представляет собой не социального арбитра, а организацию господствующего класса. Следовательно, бесполезно полагать, будто буржуазное государство наведёт порядок в экономике, покончит с социальными проблемами, с коррупцией чиновничества, с диктатом монополистов. Оно не станет пренебрегать интересам своих классовых собратьев. В лучшем случае будет имитация контроля и борьбы с воровством. Соответствующие механизмы будут использоваться для борьбы с конкурирующими буржуазными кланами. Но коренным образом это не изменит ситуацию.
На основании вышеизложенного следует бороться не просто за национализацию и за планирование экономики, но и за замену олигархического государства государством трудового народа. Поэтапное возрождение основ Советского народовластия (при обязательной ведущей роли авангарда рабочего класса в лице Коммунистической партии) не только будет способствовать преодолению экономического кризиса, но и вытащит народ из нищеты, положит конец коррупции, казнокрадству, вывозу капиталов, а также повысит качество работы управленческого аппарата, поставит его на службу интересам людей труда.