Каковы итоги переговоров президента России и премьер-министра Японии?
22 января 2019 года в Москве прошли переговоры президента Российской Федерации В.В. Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Во время данной встречи обсуждались вопросы заключения мирного договора между двумя странами. Изначально предполагалось, что во время данной встречи стороны придут к окончательному решению, формально направленного на «укрепление добрососедских отношений» между двумя государствами. При этом регулярно ссылались на положения Советско-японской декларации 1956 года, в которой речь шла о передаче Японии гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Известно, что российский президент и японский премьер-министр договорились продолжать «кропотливую работу по выходу на взаимоприемлемые решения». Разумеется, формально они прямо не заявили о передаче Россией японцам Курильских островов. Однако они отложили подписание «мирного договора». Более того, два упомянутых деятеля условились уделять внимание развитию российско-японских отношений, развивать торгово-экономические связи и т.д.
Как в Москве задерживали противников распродажи российской территории
Как реагировать на происходящее? Практика показала, что уже сейчас некоторые граждане России полагают, будто вопрос о передачи Курильских островов Японии закрыт. Вы хотите сказать, что власть отказалась от капитулянтского внешнеполитического курса? Но почему же тогда 22 января имели место массовые задержания участников встречи депутатов от КПРФ с избирателями, проходившей у здания посольства Японии в России? Можно было бы понять, если бы подобные меры применялись в отношении тех, кто призывает к территориальным уступкам, к дезинтеграции нашей страны, кто выступает против защиты позиций России и наших соотечественников за рубежом (как это делали, например, «демократические оппозиционеры», выступающие против воссоединения с Крымом). Но ведь репрессиям пытались подвергнуть именно защитников территориальной целостности Российской Федерации.
Полицейские бросали в автозаки защитников территориального единства России и противников распродажи нашей земли именно в тот момент, когда в здании посольства присутствовал японский премьер-министр. Более того, сотрудники органов внутренних дел сообщили участникам упомянутого мероприятия, что Синдзо Абэ, наблюдая встречу депутатов с избирателями, нервничал. Между прочим, никаких нарушений законов со стороны лиц, присутствовавших на встрече с депутатами, не было. Ведь проведение соответствующих мероприятий не регламентируются законодательством. Тем не менее, хватали и простых людей, и помощников депутатов Государственной Думы, и даже депутата нижней палаты российского парламента. Кроме того, полицейские в ответ на вопрос о мотивах своих действий прямо говорили, что «выполняют данное им задание». Вполне понятно, что действовали они не по собственной инициативе, а по распоряжению определённых лиц. О ком идёт речь – нетрудно догадаться.
Если власти против сдачи островов, то почему тогда ведущие программы «60 минут» государственного телеканала «Россия 1» во время выпуска передачи обрушились на Ю.В. Афонина, обвинив коммунистов в проведении «несогласованной акции» 22 января, в попытках участников встречи избирателей с депутатами «заблокировать посла Японии» в здании посольства этой страны? Вопрос носит риторический характер.
И только под давлением общественности правящие круги России не решились передавать Курильские острова Японии. Прошедшие 20 января по всей России митинги вкупе со встречей депутатов-коммунистов всех уровней с избирателями, состоявшейся 22 января, дали понять, что народ не допустит дальнейшей торговли нашей Родиной. Однако это отнюдь не означает, что вопрос о Курилах закрыт полностью и окончательно.
Тема Курильских островов не закрыта
Прежде всего, из уст российских высокопоставленных государственных деятелей не было сказано ни слова о том, что Курильские острова останутся в составе нашей страны. Должно было прозвучать чёткое утверждение. Всё, на этом вопрос должен был быть закрыт раз и навсегда. Тем не менее, мы не наблюдали этого. Более того, лидеры России и Японии заявили о намерении продолжать работать над заключением мирного договора. Причём они в который раз ссылались на основы злополучной Советско-японской декларации 1956 года. Так, средства массовой информации уже опубликовали сообщение о том, что президент России подтвердил, что диалог ведётся на базе вышеупомянутого соглашения. К чему бы это?
Не могут не настораживать слова премьер-министра Японии Синдзо Абэ, заявившего следующее: «Нерешенную 70 лет проблему по заключению мирного договора непросто решить, но мы должны это сделать». Известно, что недавно из его уст звучали слова о том, что решение «территориальной проблемы» невозможно, пока Россия не даст согласия на переход к Японии Курильских островов. Между прочим, представители японской стороны (например, генеральный секретарь правительства Японии Ёсихидэ Суга) позитивно оценили результаты переговоров на высшем уровне, прошедших 22 января. Те самые деятели, которые буквально вчера едва ли не в ультимативной форме требовали от нашей страны передачи островов Курильской гряды, оказывается, удовлетворены происходящим. Разве это не наводит на определённые мысли?
«Совместная хозяйственная деятельность»: что за этим стоит?
Возникает много вопросов по поводу решения представителей двух сторон, касающегося «укрепления совместных хозяйственных связей» и т.д. Несомненно, любая страна в определённой степени использует международные контакты (в том числе и в экономической сфере). Однако они должны иметь взаимовыгодный характер, а не ставить одну из сторон в положении ведомого в отношении ведущего. А ведь принятый в 2014 году и никем не отменённый до сих пор закон «О территориях опережающего развития», фактически предоставляющий огромное количество преференций иностранным инвесторам, работающим на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и в других российских регионах, не отменён до сих пор. Они могут без ограничений приобретать в собственность землю, стратегически значимые предприятия и т.д. Подобное положение вещей ведёт к полному и окончательному вытеснению национальной экономики зарубежным капиталом, со всеми вытекающими последствиями. Но ведь об этом никто на высшем уровне не говорит.
А «совместная хозяйственная деятельность» России и Японии по освоению Курильских островов, на предмет которой была достигнута договорённость между Владимиром Путиным и Синдзо Абэ в декабре 2016 года? Целый ряд экспертов два года назад писали, какими негативными последствиями для нашей страны может обернуться данная мера. Например, старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков справедливо заявлял, что «японцы рассматривают совместное освоение Курил исключительно как продвижение к получению суверенитета над этими территориями».
Между прочим, империализм, стремясь захватить определённую страну, всегда использует соответствующие методы. Дело идёт от экономической зависимости к прямому политическому подчинению. И это не случайно. Весьма точно писал об этом В.И. Ленин в своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма»: «Финансовый капитал, такая крупная, можно сказать решающая сила во всех экономических и во всех международных отношениях, что он способен подчинить себе и в действительности подчиняет даже государства, пользующиеся полнейшей политической независимостью… Но, разумеется, наибольшие «удобства» и наибольшие выгоды даёт финансовому капиталу такое подчинение, которое связано с потерей политической независимости подчиняемыми странами и народами».
Поэтому наивно полагать, будто фактическое предоставление японскому капиталу безграничных возможностей хозяйничать на Курильских островах в перспективе не обернётся их переходом под политический контроль противоположной стороны.
Капитализм и будущее России – несовместимые вещи
В целом, не следует забывать, что внешняя политика является продолжением внутренней. В России после рыночных «реформ» сформировался криминально-компрадорский капитализм. Наша страна де-факто превращена в источник сырья и рынок сбыта готовой продукции, производимой зарубежными странами. Произошла масштабная деиндустриализация. Наблюдалось резкое падение уровня жизни народа. Россию постигла настоящая демографическая катастрофа.
Словом, экономика нашей страны де-факто поставлена на службу «ведущим мировым державам». Российский капитал, деятельность которого, как правило, сводится к продаже за границу энергоносителей, устраивает существующее положение вещей. Ведь полуколониальное положение экономики обеспечивает сырьевой олигархии доминирующее положение. И только компрадорский социально-экономический курс гарантирует это правящему классу.
Также не следует забывать, что «офшорная олигархия», отмывающая награбленные капиталы за рубежом, опасается их возможной конфискации в пользу западной буржуазии. Соответствующие попытки предпринимались «мировым сообществом» неоднократно. Дело Bank of New York 1999 года, составление «списка Магнитского», вступление в силу в США в 2013 году закона «О налогообложении иностранных счетов», попытки замораживания денежных вкладов россиян в Исландии в 2008 году и на Кипре в 2013 году, одобренные МВФ, а также международные санкции, введённые в отношении крупных российских компаний после 2014 года, прямо свидетельствуют об этом. Таким образом, международный капитал держит представителей нашей «элиты» на крючке. Последние могут избежать нежелательного для них развития событий лишь ценой новых уступок «мировому сообществу» как во внутренней, так и во внешней политике.
Таким образом, не прекратится следование в фарватере мирового «глобализма», пока не будут реализованы такие меры как национализация ключевых отраслей народного хозяйства, воссоздание системы государственного планирования экономического развития, выход России из ВТО и т.д. Но все перечисленные прогрессивные преобразования не будут проведены при всевластии олигархического капитала. Соответственно, встаёт на повестку дня вопрос о развёртывании борьбы за переход нашей страны на путь социалистического развития.
Михаил Чистый