Наша библиотека

09.12.2018

Благодарить? За что?

По мере обострения кризисных явлений в социально-экономической сфере из уст представителей управленческих структур, руководители корпораций и представители «партии власти» слышно больше перлов, фактически выдающих с головой нынешнюю «элиту». Недавно соответствующие деятели открыто призывали народ мириться с лишениями, проводя параллели с днями блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Дескать, Советские люди стойко перенесли все тяготы жизни, так и сейчас надо быть готовым к этому. А заявления о том, что «государство не просило вас рожать», поскольку оно якобы ничего не должно народу и т.д.? Пара этих примеров недвусмысленно убеждают всех, чего можно ожидать от нынешней правящей группировки.

Однако дело не ограничивалось всем вышеперечисленным. На протяжении последних дней из уст ряда влиятельных лиц прозвучали упрёки в адрес россиян за отсутствие чувства благодарности в отношении класса эксплуататоров. Так, сегодня (8 декабря) средства массовой информации опубликовали сообщение, что небезызвестный А.Б. Чубайс, выступая на сессии «Бизнес – общество – власть: старые проблемы, старые ожидания», проходящей в рамках Общероссийского гражданского форума, выразил недоумение «инфантильностью» россиян. Видите ли, люди за прошедшую четверть века не удосужились «сказать спасибо бизнесу один раз за то, что бизнес сделал в стране». Причём он подчеркнул, что речь идёт не о малых предпринимателях, а о тех, «кого общество обзывает олигархами».

Просто прелесть! Видите ли, узкой кучке лиц, присвоивших национальное достояние, надо в пояс кланяться! Только вот на каком основании? Разве компрадорская буржуазия совершила выдающиеся поступки, которые сделали её непогрешимой в своих действиях? Анатолий Чубайс полагает, что капитал, оказывается, «страну отстроил», «восстановил безнадежно обрушившиеся советские предприятия», «вернул зарплату людям», «наполнил бюджет деньгами», «создал источники для того, чтобы наша интеллигенция получала средства на поддержку культуры, науки, образования».

Воде ведь, оказывается, как дело обстоит! Олигархи, видите ли, «отстроили страну» и «восстановили предприятия»! Так мы и поверили! Лучше обратите внимание на циничное бахвальство Б.А. Березовского в его интервью главному редактору русской версии журнала «Форбс» П.Ю. Хлебникова за 1996 год. Говоря об особенностях российской приватизации, Березовский подчеркнул, что «на первом этапе приватизируется прибыль. На втором этапе приватизируется собственность. На третьем этапе приватизируются долги». Обратим внимание на его признание, что до тех пор, пока компания не передана в частные руки и остается государственной, ее прибыль приватизируется. П.Ю. Хлебников пояснил, что для того, чтобы установить контроль над предприятием, не было нужды его приобретать, оно могло оставаться у государства. По его словам, «надо было только ввести нужных людей в руководство и затем направить выручку компании по нужным каналам через своих посредников, то есть «приватизировать прибыль», не тратя ни времени, ни денег на приватизацию самого предприятия». Далее Павел Хлебников вспоминал, как в том же интервью Березовский ему сам заявил, что первая фаза «приватизации прибыли» «приводила к разрушению предприятий» и «первоначальному накоплению капитала» посредниками. Вполне понятно, что под «разрушением предприятий» подразумевалось их банкротство в результате данных действий. Затем, после фактически искусственного разорения компании, её активы значительно дешевели, после чего происходила приватизация самого предприятия.

Если всё это либералы расценивают как «восстановление производительных сил», то выходит, что в США в 1929 – 1933 гг. наблюдался невиданный ранее экономический рывок.

Вообще, господа «реформаторы», вам лучше бы обратить внимание на следующие слова: «Я считаю, что в стране за 5-7 лет построен достаточно уродливый рыночный механизм, или олигархический капитализм, как его называют журналисты. Это крайне неэффективная модель рынка, в которой большая часть капитала сосредоточена в небольшом количестве компаний. Как правило, хозяева этих компаний ведут себя как бабочки-однодневки, лишь бы сконцентрировать как можно быстрее прибыль с предприятий, вывезти её. В результате на многих предприятиях не выплачивается заработная плата, компании не платят налоги. А дальше уже как следствие начинается дефицит бюджета, в результате которого возникают финансовые пирамиды типа ГКО и то, что мы сейчас имеем». Кому они принадлежат? Геннадию Зюганову? Сергею Глазьеву? Руслану Хасбулатову? Евгению Примакову? Нет, всё это было сказано Б.Е. Немцовым в интервью радиостанции «Эхо — Москвы» 26 августа 1998 года. Что же получается? Ваши же единомышленники в условиях острого кризиса формально признавали, что олигархическая система представляет собой камень на шее России. Правда, Немцов сознательно умалчивал один нюанс – данную систему построили Б.Н. Ельцин (политический патрон Немцова) и А.Б. Чубайс (немцовский соратник).

Вот мы и видим, как приватизаторы управляли народным хозяйством. А ссылки на экономический подъём 2000-х годов несостоятельны. Сегодня ни для кого не секрет, что в «тучные нулевые» относительная стабилизация наступила вследствие повышения мировых цен на энергоносители. Следовательно, возрастали объемы добычи и экспорта энергоносителей. Но это было лишь вершиной айсберга. Деятельность крупного капитала продолжала носить паразитический характер. Даже официальная статистика 2000-х годов свидетельствовала о низких темпах производительности труда в нефтегазовой сфере и геологоразведывательных работ при увеличении добычи сырья. Россия сидела на нефтегазовой игле.

Кто в 2012 году писал, что «Россия зависит от мировой экономики… сильнее, чем большинство других стран»? Кто констатировал, что «фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию», вследствие чего мы наблюдаем крайне высокую «зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на основные экспортные товары – то есть от факторов, которые мы по большому счету не контролируем»? Кто на этом основании пришёл к заключению, что «иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, — для России непозволительно»? Все эти слова принадлежат В.В. Путину. Только вот продолжении им неолиберальной политики «вашингтонского консенсуса» не будет способствовать решению поставленных задач. Тем не менее, процитированные фразы свидетельствуют, что даже официальные адепты капитализма признают его крах. Однако ультралибералы 90-х годов до сих пор с упорством, достойным лучшего применения, талдычат, будто то олигархия вывела страну их кризиса!

Чем можно объяснить тот факт, что в момент начала мирового финансово-экономического кризиса вчерашние «эффективные собственники» в один миг оказались на грани банкротства. Активы олигархов едва не ушли за долги зарубежным корпорациям. И лишь государственные вливания финансовых ресурсов в олигархические бизнес-империи позволили им удержаться на плаву. Подобное наблюдалось как в 2008 – 2009 гг., так и после 2014 года.

Не менее смехотворным выглядит утверждение о наполнении олигархическим капиталом российского бюджета. Как будто в лихие 90-ые внешнеторговые компании, среди которых были и многие нынешние сырьевые магнаты, пировали во время чумы. Они в наглую уклонялись от уплаты налогов в государственную казну. Упоминавшийся нами П.Ю. Хлебников писал об этом следующее: «Чтобы не платить налоги, большинство российских торговых фирм прибегали к уловке, которой пользовался ещё КГБ: фальшивые счета по импортно-экспортным операциям. Например, высококачественные российский лес регистрировался как низкокачественный и шел на экспорт по пониженной цене, а покупатели за рубежом переводили дополнительные суммы в иностранные банки на счета коммерческих структур либо российских официальных лиц, сделавших эту операцию возможной. Алюминий, сталь, никель, драгоценные металлы, мех, рыба экспортировались по аналогичной схеме. Колоссальные прибыли делались так же и на импорте продуктов питания, одежде, бытовой технике и промышленном оборудовании…».

Даже идеолог свободного рынка и один из основателей олигархического капитализма Е.Т. Гайдар в своем интервью газете «Аргументы и факты» за 1996 год, затрагивая деятельность торговых сырьевых компаний,  подчеркнул, что они «продают нефть по аномально высокой, по самой высокой на мировом рынке в последние годы цене…». Дальше недоумевал, что «эти компании рассказывают нам, что у них нет денег на уплату налогов!».

В те годы социальный кризис нарастал. Многие месяцами не получали зарплату, пенсии. Государство с трудом находило средства на поддержание инфраструктуры, обороноспособности. Всё это в конце XX столетия оказалось под угрозой своего существования. И в этих условиях кучка сырьевиков обкрадывала бюджет, строя свой бизнес на костях общества! Далеко за примерами ходить не надо. Достаточно обратить внимание на использование компанией М.Б. Ходорковского (ЮКОС – прим.авт.) схем т.н. «трансфертного ценообразования». Предположим, что действующее в 1990-ые годы законодательство позволяло им осуществлять подобные меры. Однако это не меняет сути дела – ведь убытки терпело всё общество. Не говоря уже о том, что подобные законы были приняты благодаря активной лоббистской деятельности нефтяных компаний.

Думаете, что после ухода Б.Н. Ельцина с поста президента подобным безобразиям пришёл конец? Как бы не так! Факты доказывают, что сырьевые монополии продолжали уклоняться от уплаты налогов. Об этом речь шла в записке рабочей группы Государственной думы РФ по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, направленной 20 апреля 2009 года президенту Д.А. Медведеву. В ней был собран материал о нелегальном вывозе за границу нефти, угля, алмазов, драгоценных металлов, апатитов и т.д. Речь идет о контрабандном экспорте сырьевых ресурсов – той его части, которая не «регистрируется». Авторы вышеупомянутой записки подчеркивают, что ущерб от подобных действий за период 1992 – 2009 гг.. составил минимум 10 триллионов долларов.

Разумеется, в условиях «нефтяного бума» страна не в полной мере ощущало последствия данных махинаций. Однако в условиях падения доходов бюджета, обострения кризиса, непрерывных разговоров о том, что «денег нет, но вы – держитесь» все смогли убедиться в том, чем для общества оборачивается эгоизм правящего класса, стремление «верхних десяти тысяч» развивать свои компании за счёт обмана казны.

И вот соответствующую прослойку «демократы первой волны» призывают всех осыпать словами благодарности! Но те, у кого есть хоть капля совести, моментально возмутятся подобными заявлениями. Тысячи обанкротившихся предприятий, убитый народнохозяйственный комплекс нашей страны, миллионы обнищавших и умерших от голода людей, слёзы, горе, поломанные жизни народа, — вот реальные итоги «активности» младореформаторов и олигархов. Поэтому мы скажем им не «спасибо», а иную фразу: «Глубочайший позор и презрение вам! Мы проклинаем вас от имени всех пострадавших в результате капиталистической реставрации!».

В целом, в России имеются хозяйственные руководители, которые действительно обустроили предприятия, вывели их на траекторию устойчивого развития, начали производить качественную продукцию, обеспечили людей стабильной и надёжной зарплатой, а также социальными гарантиями. Прежде всего, речь идёт о директоре народного предприятия «Совхоз имени В.И. Ленина» Павле Николаевиче Грудинине. Вот он действительно является эффективным и талантливым руководителем производства. Аналогичные характеристики подходят руководителю СХПК «Усольский свинокомплекс» Илье Сумарокову, председателю СПК «Терновский» Ивану Богачёву, руководителю СПК «Звениговский» Ивану Казанкову, главе Набережночелнинского картоно-бумажного комбината Андрею Фомичёву и т.д.  Но олигархи, захватившие базовые отрасли экономики (главным образом, минерально-сырьевую базу), ни в малейшие степени не заслуживают никаких положительных оценок!

Сегодня либералы настаивают на том, чтобы народ превозносил до небес олигархию. А завтра кому они призовут покланяться? Немецко-фашистским захватчикам либо их прямым пособникам? Впрочем, если учесть, что капитализм эпохи империализм, по выражению В.И. Ленина, представляет собой в политическом отношении «стремление к насилию и реакции», то нельзя исключать любого поворота событий. Но имеем ли мы моральное право допустить подобное? Конечно нет!

Михаил Чистый

Обратная связь