Наша библиотека

28.02.2018

Домысел о разрушительных последствиях государственного регулирования цен

Ряд комментаторов полагает, будто идеи П.Н. Грудинина, касающиеся снижения тарифов естественных монополий, якобы приведёт к нарастанию степени износа транспортной, жилищно-коммунальной и иной инфраструктуры. Нам что пытаются объяснить? Чем больше будет уровень платы за квартиру, за проезд в транспорте, за пользованием энергоресурсами, тем больше будет денег для проведения модернизационных работа в указанных отраслях? Цинизм да и только! А то, что нынешняя практика непрерывного взвинчивания монопольных тарифов ведёт и к удорожанию стоимости товаров, и бьёт по конкурентоспособности российского производства, об этом, разумеется, умолчали! Это во-первых. Во-вторых, мы видим, как энергетические и коммунальные компании, вступая в ценовой сговор, постоянно повышают цены и тарифы. Тем не менее, это не отражается на техническом состоянии данных отраслей. Изношенность ЖКХ, огромное число аварий и техногенных катастроф, — всё это знакомо не понаслышке многим. Можно привести целый ряд примеров, анализируя положение дел в других отраслях.

Правда заключается в том, что практика государственного регулирования цен в наиболее важных сферах жизнеобеспечения не просто не наносила вреда, а даже благотворно сказывалась на показателях соответствующих отраслей. Вспомним, как в дореволюционной России при С.Ю. Витте государство установило контроль над пассажирскими железнодорожными тарифами, понизив их (см. четырёхтомник «Наша железнодорожная политика. По документам архива Комитета Министров»).  А принятый в США в годы правления Ф.Д. Рузвельта «Акт о жёстком государственном регулировании держательских компаний в сфере отраслей общественного пользования», после которого компании, сосредоточенные в электроэнергетике, в нефтяной и газовой отраслях согласовывали свои действия с органами исполнительной и законодательной власти – в том числе и в ценовой политике? И дело обернулось развалом инфраструктуры?!

Напротив, соответствующие меры позволили пресекать монопольный сговор компаний, приводящий к росту цен, а также контролировать финансовые потоки, направляемые менеджментом монополий.

Собственно говоря, правительству Примакова – Маслюкова в 1998-1999 гг. удалось взять под контроль тарифы естественных монополий. Например, постановления правительства РФ № 1190 от 12 октября 1998 года «О мерах стабилизации потребительского рынка Российской Федерации», а также постановление № 224 от 26 февраля 1999 года «О совершенствовании регулирования тарифов на электрическую энергию, потребляемую железнодорожным транспортом» и постановление № 253 от 3 марта 1999 года «О мерах, исключающих необоснованный рост затрат и цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в 1999 году» были направлены на решение обозначенной задачи. Всё это способствовало определённому снижению издержек у отечественных товаропроизводителей, как следствие – определённому понижению цен на целый ряд остальных товаров.

Правда, некоторые уделяют внимание несколько иной стороне дела: якобы попытка взятия цен на товары первой необходимости под государственный контроль приведёт к «товарному дефициту».

Однако подобные утверждения представляют собой скольжение по поверхности. Дело в том, что даже в «высокоразвитых странах» государство в определённой степени регулирует цены. По крайней мере, необходимость данной меры была обоснована известным американским экономистом Дж. Гэлбрейтом. В 1952 году в своей работе «A Theory of Price Control» он утверждал, что контроль над ценами необходим в качестве дополнения к стимулам и устремлениям лишённой планирования и разбалансированной экономики. В то же время, по мнению Гэлбрейта, подобные меры должны применяться совместно с другими средствами макроэкономической политики.

Существует множество способов ценового контроля. Так, в США регулирование цен осуществляют Антитрестовское управление Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. Например, сельскохозяйственным производителям выделяются субсидии из бюджета в случае падения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Специальная правительственная организация «Товарно-кредитная корпорация» принимает в залог у фермеров сельскохозяйственную продукцию по гарантированным ценам.

В свою очередь, в Швеции существует специальный орган, контролирующий ценообразование – Государственное управление цен и конкуренции. В ряде отраслей осуществляется воздействие на цены через государственную монополию (на почтовые услуги, винно-водочные изделия). Государство регулирует закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции с учетом интересов фермеров.

В Норвегии государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Закона о контроле над ценами, прибылью и ограничением конкуренции. Функционируют специальные органы, выполняющие соответствующую функцию – Совет по ценам, Государственная инспекция по ценам. Используют различные способы  ценового регулирования: установление порядка исчисления скидок, надбавок, максимального уровня прибылей для монополистов (см. работу И.К. Салимжанова «Цены и ценообразование»).

И некоторые будут утверждать, что в перечисленных странах тоже полки магазинов «пустуют»?!

Также заметим, что к аналогичным мерам прибегало и правительство Примакова – Маслюкова. Например, достаточно вспомнить про постановление правительства РФ № 295 от 16 марта 1999 года «О ценовой политике в сфере агропромышленного комплекса», которое предусматривало использование косвенных методов регулирования ценообразования, разработку системы закупок сельхозпродукции у производителя и т.д. А в постановлении правительства № 347 от 29 марта 1999 года «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» министерству здравоохранения, совместно с министерством экономики и органами исполнительной власти субъектов РФ поручалось проведение мониторинга цен на ряд важнейших лекарственных средств. Региональным властям было дано поручение проводить анализ «размеров торговых надбавок, устанавливаемых на включенные в перечень лекарственные средства, с целью принятия мер по обеспечению соответствия их реальным затратам на оптовую и розничную реализацию лекарственных средств».

И никакой катастрофы от этого не произошло.

 Михаил Чистый

Обратная связь