14 октября на заседании Комитета Госдумы рассматривался проект бюджета на 2025-2027 годы, представленный правительством. Множество моментов вызывают обоснованные сомнения в его соответствии реальным нуждам общества.
Документ содержит целый ряд рисков и проблем, таких как:
• Недостаточная обоснованность бюджета. Минэкономразвития прогнозирует экономический рост на уровне 2,5-3,2% в 2025-2030 годах, в отличие от более скромных оценок ЦБ РФ в диапазоне 0,5-2,5% для 2025-2027 годов. Эти различия подчёркивают необходимость более тесной координации между ключевыми институтами, управляющими экономикой. Без согласованного подхода между ключевыми формирующими экономическую политику игроками сложно рассчитывать на хоть сколько-нибудь устойчивое экономическое развитие (насколько оно вообще возможно при капитализме).
• Неустойчивость национальной валюты. Прогнозируемый рост курса доллара с 96,5 ₽ в 2025 году до 103,2 ₽ в 2027 году, т.е. совершенно официально заявляется дальнейшее ослабление рубля. Это несёт в себе дополнительный риск инфляции, ставя под сомнение планы ЦБ РФ по борьбе с обесценением денег.
• Качество планирования региональных бюджетов. Законопроект предусматривает только 12,5% межбюджетных трансфертов, что значительно ниже уровней прошлых лет (было порядка 30%). Это решение может усложнить финансовое планирование в регионах, затрудняя их способность эффективно управлять бюджетом и удовлетворять потребности народа.
• Сверхдорогие заимствования. Государственные заимствования остаются основным источником покрытия дефицита бюджета, но растущие процентные ставки и расходы на обслуживание госдолга (от 2,4 трлн руб. в 2024 году до 3,4 трлн руб. в 2026 году) ложатся на государственную казну тяжёлым бременем. Это может подорвать финансовую устойчивость государства.
• Риск недостаточного импортозамещения. Повышение налога на прибыль и торможение роста промышленности с 4% в 2024 году до 2% в 2025 году могут затруднить модернизацию производств и срывать планы импортозамещения, особенно в обрабатывающем секторе. Без активных действий правительства поддержка отечественного производства окажется под угрозой, а, значит, и национальные цели в области обеспечения технологического суверенитета будут недостижимы.
• Риск недоиндексации пенсий, что способствует росту относительной бедности. Средняя пенсия составляет лишь 27% от средней зарплаты, что ниже минимального стандарта в 40%, рекомендованного Международной организацией труда. Продолжающаяся инфляция может нивелировать запланированные повышения пенсий, не обеспечивая необходимого уровня замещения утраченного заработка. Для достижения стандартов пенсия при средней зарплате 80 тыс. руб. в 2025 году должна составлять порядка 32 тыс. руб.
• Риск управляемости. Доли доходов федерального бюджета в ВВП, как отмечает даже Счётная Палата в своём заключении, снижается в 2026 и 2027 годах до 35,4 и 34,6% соответственно. Это говорит о снижении управляемости отечественных финансов, о сокращении возможностей государства распоряжаться средствами в экономике и влиять на происходящие процессы.
Нынешняя ситуация с бюджетом и вытекающие из неё риски свидетельствуют о структурных проблемах в капиталистической системе, ориентированной на интересы финансового капитала, но пренебрегающей нуждами трудящихся. Выбранный подход к планированию бюджета ориентирован на высокую корпоративную прибыль – уже сейчас финансовая результативность в целом ряде сфер увеличилась вдвое по сравнению с 2019 годом, а в отдельных отраслях — в 4-4,5 раза (в строительстве и сельском хозяйстве). При этом интересы трудящегося населения остаются ущемлёнными. Более справедливого распределения ресурсов возможно добиться лишь при переходе к экономике социалистического типа, где государственное управление осуществляется в интересах трудового народа.