13 августа 1926 года, 98 лет назад, на свет появился человек, чьё имя, кажется, теперь уже навсегда спаяно в массовом сознании всего рода людского с названием его родины – Кубы, Острова Свободы. Речь, конечно, идёт о Фиделе Кастро. Его нет с нами уже почти восемь лет. В ночь с 25 на 26 ноября 2016, произошло то, во что трудно было поверить, то, что казалось просто невозможным – так часто уходил этот человек от сетей и ловушек смерти, так полон жизни он всегда был. Умер самый преданный и пламенный боец Революции. Самый верный её солдат. Собственно, Фидель – это и означает «Верный». Фидель Кастро Рус, лидер Кубы. Тогда, в 2016-м, словно бы единодушно ахнул весь мир. Кастро казался вечным – как вечна сама борьба. Его пытались выставить мелким островным тираном, а к нему прислушивалась половина планеты. Пытались убить один за другим всё новые американские президенты и начальники спецслужб – он пережил их всех. Фидель был на острие страшнейшего кризиса ракетно-ядерной эпохи – Карибского. Позднее – остался после гибели СССР в полном одиночестве, изоляции, стиснутый клешнями блокады. Страшные испытания. Но ни в первом, ни во втором случае он не выказал колебаний.
Теперь, по прошествии лет, всё ещё сложно примириться с мыслью: Фиделя Кастро с нами больше нет. Он был тем, на кого равнялись, тем, кого уважали – с какого-то момента даже враги, ибо трудно не уважить такую стойкость. Впрочем, возможно они только делали вид? Не исключено. Просто идти против авторитета Фиделя с определённого времени стало почти нереально – всё равно, что грести против потока истории, пытаться заглушить её голос. До самого конца он жил, верный своим принципам, а мы смотрели и думали: сколько ещё сможет, как долго сумеет так гореть? Выяснилось – до конца, до крайнего предела сил. Вплоть до последних дней Фидель не терял ясности ума, следил за мировой обстановкой, высказывался.
Кастро всегда был особенно любим в России – больше, пожалуй, только на собственном родном Острове Свободы. С того момента, как Фидель посетил Советский Союз, и до самых последних дней люди в нашей стране искренне уважали и поддерживали его. Видимо, это общее, единодушное чувство – и, конечно, прочные связи и контакты между Кубой и Россией, не уничтоженные полностью даже в 90-е, послужили причиной того, что власти приняли решение о переименовании Песчаной площади в Москве в площадь Фиделя Кастро, а позднее установили на ней памятник кубинскому московском районе Сокол стоит Железный Фидель: уперев руку в бок, порывистый, гордый, открыто бросающий вызов несправедливости. Современная РФ полна противоречий. Оставаясь буржуазным государством с чудовищным социальным расслоением, Россия бросила вызов глобальному империализму, той проводящей неоколониальную политику клике стран во главе с США, которые пытаются навязывать свою волю всему миру. Именно против него она сражается сейчас на Украине в ходе СВО. И эта борьба сближает нас с наиболее прогрессивными силами человечества.
Между тем на самой Кубе у славного команданте нет мавзолея. Он, всегдашний сторонник революционной простоты, борец за равенство, решил, что после его смерти не должно возникнуть ничего, похожего на культ. Могила Фиделя Кастро это большой круглый камень серого цвета с темно-зеленой табличкой, на которой написано только имя — FIDEL. Это всё. Ни памятника, ни монумента.
Хотя нет! Конечно же, это не всё. И памятник есть. Это сама его Куба! Не колония, не скупленная накорню сахарная плантация, не банановая республика, не американский бордель, а флаг и щит всей Южной и Латинской Америки перед лицом агрессии мирового империализма. Кубинская медицина, кубинское образование, кубинская соцзащита – это образец, пример для миллионов. И прообраз того, что Фидель и другой покойный команданте – Чавес видели и понимали как единую Боливарианскую Америку: свободную, красную. Не медвежий угол политики и экономики планеты, а новый плацдарм, где будет установлено прочно и надёжно знамя социализма, стяг справедливости.
Куба светит, как поднимающийся над водами маяк. Столько говорили, пророчили – в США, в Европе, в тех латиноамериканских странах, где ещё не дождались своей участи последыши Батисты и прочие «наши сукины дети» Вашингтона: недалек, мол, тот день, когда пламя Кубы погаснет. Не станет Фиделя, и, чуть только он умрет, как всё тут же кончится. Не будет больше социализма на Кубе. Дело всей жизни команданте Кастро почит вместе с ним. Кто-то с деланным уважением говорил о том, что всё держится лишь на его индивидуальной харизме. Кто-то с открытой и видимой ненавистью уверял: вся суть в личном контроле диктатора, созданной им страшной системе подавления. Но все многочисленные и многоголосые предсказатели сходились в одном: Остров Свободы сдастся без Фиделя. Сейчас на дворе уже 2024 год. Чего только не стряслось с миром! Эпидемия коронавируса. Масштабная война в Европе — первая столь крупная, с момента окончания Второй мировой. Опять трясёт Ближний Восток. Но социализм жив на Кубе! Янки пытались “задушить её в объятиях” при Обаме, вновь перешли к тактике угроз при Трампе, лавировали при Байдене – не помогло ничто. Куба стоит – и будет стоять. При другом Кастро – Рауле. При его сменщиках. Всегда! Она стоит… Значит, если верить экспертам, а разве можно не верить им, выходит, Фидель жив!?
Да. Выходит, что жив.
Вот уже скоро восемь лет, как не стало Кастро… Но позвольте, да умер ли он в самом деле? И сегодня, и завтра Федель будет оказывать большее влияние на этот мир, чем миллионы и миллионы «живущих» двуногих. Его лицо будут знать. Его слова будут звучать. Его идеи будут летать. Его борьба будет продолжаться. Подобно Ленину, Кастро жил, Кастро жив и Кастро будет жить. В Никарагуа, Венесуэле, Эквадоре, Боливии, Колумбии, Чили, Бразилии, Мексике его глаза продолжат внимательно и твёрдо смотреть со знамён! В этих странах – и кто сможет сказать, где ещё? Фидель жив! Да что говорить!? Нам бы всем быть такими живыми, как он! Тело… да, тела нет, но так ли это важно? Разве фраза «человек жив» равнозначна констатации того факта, что более или менее нормально протекают биологические процессы его организма? Жизнь – это кровоток? Работа желудка? Внутренняя секреция? Или всё-таки нечто большее…
При взгляде на то, что успел Фидель и его Куба, на ум приходят образы героев античных мифов – а они, эти герои, не умирали до конца: боги, восхищенные их делами, в смертную минуту поднимали почивших на Олимп. К себе, к вечности, к звёздам. Фидель – там! Но он ведь всю жизнь боролся за равенство, за справедливость – и потому протягивает нам оттуда руку. Когда-нибудь мы здесь сумеем стать настолько живыми, чтобы взять её – и подняться к красной звезде, к алому рассвету над миром! Однажды…
Мизеров Иван