Заслуженный испытатель космической техники, Леонид Александрович Китаев – Смык, 1931 г.р., скорее всего, последний из ныне живых людей, который в составе первопроходцев запускал Гагарина в космос. Он первый в мире испытатель поведения человека в невесомости. Как руководитель группы в ЛИИ им. Громова он на своем грузовом самолете «катал» на летающей лаборатории Ту-104А в условиях невесомости всех участников Первого космического отряда, включая Гагарина и Каманина.
Для полета на Марс, Леонид Александрович спроектировал и испытывал (лично) центрифугу – комнату в 20 кв.м., где однажды жил в постоянном кручении в течении 1 месяца и 5 дней. Несколько лет назад вышла его книга «Проникновение в космонавтику».
Отвечая на вопрос про перспективы космической отрасли, Леонид Александрович оптимистичен:
Сейчас значительная часть человечества включается в освоение космоса. Это и Индия с ее огромными запасами интеллектуально-человеческими. Это и Китай с его всевозможными запасами. Это и наша страна, которая продолжает с успехом пользоваться своими прежними достижениями. И поэтому я бы сказал, что движение в космонавтику, движение в космос идет как бы шеренгой. Вот все шагают вперед. Кто-то сделал шаг раньше, кто-то через некоторое время обгонит впереди идущего. То есть все идет благополучно пока. И слава богу, что нет обязательных в этих условиях катастроф.
Катастрофа – это вероятностная структура, высоковероятная структура. И только за счет исключительной ответственности исполнителей техники, исполнителей тех, кто делает эти полеты, за счет исключительной их ответственности и интеллектуального напряжения, постоянно контролируемого с помощью технических систем, пока вот нет, никаких катастроф. Если они будут, не надо этого пугаться, надо смело расследовать, выяснять, улучшать и продолжать идти вперед, потому что путь вперед в космос, он предопределен человечеству. Он во фразе великого нашего мыслителя, идеями которыми пользуется и Маск, он очень хвалил его, я говорю о Циолковском.
Идеи Циолковского целиком воплощены в нашей космонавтике, Королёвом в своё время. Вот он говорил, что Земля – это колыбель человечества. Нельзя вечно жить в колыбели. Нужно выходить из нее в окружающий мир. Ну, примерно так вот он говорил. Кто сильнее по сегодняшней программе? Можно так выразиться? Не уверен.
Вот на самом деле современная космонавтика остается такой же опасной, какой она была с самого начала, может быть, даже более опасной, чем во времена Гагарина. Почему? Потому что более сложные технические устройства, которые обслуживают людей или те, которыми пользуются люди сейчас, во время космических полетов, во время поддержки полетов с Земли, во время готовности к спасению, если что-то вдруг случится с космонавтами. Ну, пока не случалось и не надо. Современная космонавтика — это рабочая отрасль нашей человеческой жизни. Она развивается, она идет успешно, и, я надеюсь, те планы, которые сейчас кажутся даже, может быть, фантастическими в отношении жизни на Луне, жизни на Марсе, это со временем всё будет реализовано. Здесь можно вспомнить знаменитого русского философа Фёдорова, который говорил, что из пояса астероидов или астероидов, которые летают вокруг Солнца, будет построено со временем гигантская страна, в которой будет находиться живая жизнь человечества, не только людей, но и других, наверное, животных. Так что все идет вперед, все идет успешно.
Леонид Александрович, а как Вы считаете, сколько лет потребовалось бы еще человечеству при современных программах? Я знаю, Вы следите за ними для того, чтобы долететь человеку, допустим, именно до Марса?
Вы знаете, меня когда-то, реально, но неофициально использовали в Кремле, прямо у Кремля, как прогнозиста. И ввиду того, что я был достаточно успешен, то это длилось 15 лет до конца советской власти, ну и после неё. И вот все мои прогнозы, они реализовались, они сбылись, за исключением того, что всё происходило быстрее, чем я предполагал.
Вот я думаю, это будет где-то лет через 100. Может 150. Но с учётом, что я ошибаюсь во времени, значит, это будет раньше.
Вот, да, интересное наблюдение. Леонид Александрович, а вот по программам, вот SpaceX, которая сейчас самая такая, наверное, на слуху из мировых программ, что думаете, как оцениваете, наверняка же наши ученые тоже предполагали такие же решения?
Маск, он производит очень хорошее впечатление. Лично с ним надо быть знакомым, чтобы оценить его конкретно. Ну, лихой парень, неглупый, толковый, очень расчетливый. Отлично работает реклама на него, поэтому рекламе его тоже доверять особенно нельзя. То, что он делает, это, несомненно, прогрессивно. Обратно возвращаться...
Эти модули, которые возвращаются со временем, это будет обыденность, как на автобусе поехал на работу, вернулся на автобусе обратно. Со временем это будет как автобусное движение между космическими аппаратами, даже между Луной, может быть, и Землей. Это всё будет реализовано, это всё будет уже в будущем обыденностью человеческой жизни.
Ну, можно добавить, что в настоящее время нужно ожидать больших успехов от Китая, потому что Китай сейчас интенсивно достигает успехов в самых различных областях жизни, в том числе и в освоении космоса. Поэтому приятно на него смотреть и приятно даже считать его одним из передовых. Но это не значит, что передовым он будет всегда, не значит, что другие страны, Индия, Россия, я даже думаю со временем и европейские страны, наконец Америка, которая не оставляет гонку в космосе, не выйдут где-то, не будут где-то опережать и Китай.
Леонид Александрович оказался очень интересным и позитивным человеком с советским стержнем, когда-то являющимся членом самой могущественной партии на Земле. Коллектив Ленинского райкома КПРФ в районе Хамовники (www.lkprf.ru) сердечно благодарит Леонида Александровича за его интервью, желаем крепкого здоровья, большой удачи и дальше продолжать задуманное!
Никита Чекулин