Наша библиотека

19.09.2023

Заповедная дорога, зачарованная даль…

Ушёл из жизни Николай Николаевич Добронравов. Последний из русских советских поэтов-песенников, чьё творчество украсило и освятило всю вторую половину ХХ века и начала XXI.

«Звёздная страна», «Надежда», «Я не могу иначе», «Беловежская пуща», «Зачарованная даль», «Слышится нам голос дальнего парада», «В хоккей играют настоящие мужчины» и многое-многое любимое другое – это всё Николай Добронравов.

Лирическое и гражданское начала в его песнях были так органически слиты, так трогали сердце наших соотечественников, что навсегда стали частью сознания нашего народа. Это то, чем всегда отличалась русская классическая литература – мы не мыслим себя без Пушкинского «Буря мглою небо кроет»,  Лермонтовского «Выхожу один я на дорогу» или Некрасовского «Средь высоких хлебов затерялося».

Николай Николаевич Добронравов уже давно стоит в ряду классической русской песенной поэзии: Василий Лебедев-Кумач, Михаил Исаковский, Алексей Фатьянов, Алексей Сурков, Лев Ошанин, Михаил Матусовский.

Вместе с гениальной Александрой Пахмутовой, ставшей его музой, соавтором и главным человеком в его жизни, он оставил нам песни – золотые слитки: о нашей великой стране СССР, о Москве, которую он называл «Ты моя надежда, ты моя отрада», о любимом герое великой советской страны Юрии Гагарине, о заветных смыслах России, о победном советском спорте и легендарной Олимпиаде, о заповедной Беловежской пуще и о многом другом важном. Кажется, его песням несть числа. Но все они памятны и прекрасны.

Он подарил нам ещё одну удивительную песню под названием «Нежность» – о французском легендарном лётчике и писателе Антуане де Сент-Экзюпери – такого пронзительного смысла, что она стала нашим национальным песенным символом, и ей позавидовать могла бы сама Франция.

Николай Николаевич прожил долгую, яркую и, на мой взгляд, очень счастливую жизнь. Он был человеком с большим талантом и большим сердцем. В самом начале биографии его путь определил и наставил, как это часто бывает, любимый учитель, каким стал для него преподаватель русского языка и литературы в простой поселковой подмосковной школе. Не побоюсь быть пристрастным, но я искренне верю, что именно русские и советские учителя во многом определили судьбу нашей литературы и культуры в целом.

Большую печаль нашего прощания с верным другом и любимым поэтом Николаем Добронравовым может смягчить только уверенность в том, что его литературное и человеческое наследство – это не только богатство нашего поколения. Это завещание новым поколениям – любить и верить в особое предназначение нашей Родины. В её «заповедные дороги и зачарованные дали»,  как он замечательно сказал в одной из своих песен.

Г.А. Зюганов,

Обратная связь