Наша библиотека

03.06.2018

Комсомол МГПИ - МПГУ

ЛЕНИНСКОМУ КОМСОМОЛУ - 90 лет.
Комсомол МГПИ - МПГУ

Очень многое в облике молодого поколения зависит от того, какие нравственные и политические ориентиры получают юноши и девушки в молодежных организациях и группах, в том числе и политических, самые многочисленные из которых обычно создаются государством или под эгидой государства. Однако если взглянуть на нынешние политические молодежные организации, созданные правительством, становится ясно, что основным результатом их деятельности будет не развитие гражданского сознания в молодых людях, а воспитание оголтелых карьеристов, готовых поддержать сколь угодно нелепую политику госаппарата ради собственной выгоды. Во многом иначе дело обстояло в комсомольской организации Советского Союза, которой в этом году исполняется 90-лет. Деятельность комсомола поднимала активность молодежи до масштаба общегосударственных дел, приносивших реальную пользу всему обществу.

В каждом учреждении, учебном заведении, промышленном или сельскохозяйственном предприятии в Советском Союзе была комсомольская ячейка, самыми большими они были в институтах и университетах (каждый вуз сам по себе уже объединение молодежи). Ячейка ВЛКСМ в нашем университете, тогда называвшемся вторым МГУ, появилась в 1921 году. Страна, обескровленная двумя войнами, Первой мировой и Гражданской, нуждалась в восстановлении народного хозяйства. Коммунистическая молодежь в первую очередь откликалась на острейшие проблемы стоявшие перед молодым советским государством, и комсомольская ячейка нашего вуза, была всегда на переднем крае общественной жизни нашей страны. После Гражданской войны осталась масса беспризорников, которые попрошайничали, воровали, бродяжничали, лишенные родительской опеки и нормального воспитания, крова, и средств к существованию. Помимо организации пунктов питания для таких детей, студенты педагогического факультета собирали их по вокзалам вместе с милицией, занимались с ними в ночлежках и детских комнатах милиции, читали им книжки, старались научить чтению и письму. Необходимо было бороться с неграмотностью и среди взрослого населения страны, дать простому человеку доступ к знаниям и комсомольцы нашего вуза организовали отряды по борьбе с неграмотностью. Только за каникулы 1924 года в деревнях и селах студенты организовали 21 ячейку общества «Долой неграмотность», где желающие крестьяне могли научиться читать, писать, освоить основы арифметики. Наши комсомольцы участвовали во всесоюзном «культпоходе» по ликвидации неграмотности, вели культурно-просветительскую деятельность на подшефных заводах «Каучук» и «Красная Роза», где обучали неграмотных и организовывали вечера самодеятельности. Таким образом, комсомольская организация помогала молодежи стать действительно активными помощниками государства в строительстве лучшей жизни, принести пользу окружающим людям.
Комсомольская организация нашего вуза поддерживала связь и с молодежным и коммунистическим сообществом других стран. Комсомольцы переписывались с политзаключенными во Франции и Румынии, студентами мадридского педагогического института, выступавшими против режима Франко.
По мере расширения фашистской агрессии в Европе все ощутимей становилась угроза войны. Комсомол в конце 30-х годов развернул широкую военно-патриотическую работу, молодые люди шли в кружки учиться радиотехнике, снайперскому делу, некоторые комсомольцы уходили добровольцами в школы летчиков.
Одной из важнейших организационных сил общества проявил себя комсомол в начале Великой Отечественной войны. Комсомольцы первыми добровольно уходили на фронт, в МГПИ в ряды сражающейся Красной армии ушли все секретари факультетских бюро ВЛКСМ.
В начальный период войны важнейшим направлением помощи фронту было строительство оборонительных сооружений. Уже 30 июня 1941 года с Киевского, Ржевского и Белорусского вокзалов отправились первые эшелоны московских комсомольцев-строителей. Среди них был отряд из 300 студентов МГПИ. Они вместе с другими москвичами строили укрепления сначала под Смоленском в районе реки Десны, потом, по мере отступления наших войск, стройотряд был переброшен в район реки Ельни под Москвой для строительства нового оборонительного рубежа. Студенты нашего стройотряда не только работали на строительстве укреплений под Ельней, но и были агитаторами, убеждая сомневающихся в нашей победе над Гитлером и воодушевляя испуганных и отчаявшихся. Здесь под Ельней произошла трогательная встреча нашего стройотряда с 5-ой Фрунзенской дивизией народного ополчения, куда входила большая группа студентов, аспирантов и преподавателей родного вуза. Ополченцы проявили немалую храбрость, защищая подступы к Москве.
Студентки нашего вуза А.Акимова и В. Белик сражались в составе Таманского авиационного полка ночных бомбардировщиков - первого в стране женского авиационного соединения, и были удостоены звания Героя Советского Союза. Они обе были летчицами-штурманами. За годы войны Акимова совершила 710 боевых вылетов. Иногда девушкам приходилось бомбить по максимуму, это означало, что число вылетов не нормировалось, их было столько, сколько мог совершить экипаж, после этого девушки часто не в состоянии были выйти из самолета, настолько они уставали. Экипаж Веры Белик и Татьяны Макаровой прославился точностью бомбометания и смелостью предпринимаемых действий. Девушки погибли в одном из вылетов, но однополчанки сполна отомстили фашистам за их гибель (на своих самолетах они писали «Мстим за Таню и Веру»).
В том же полку наши студентки служили и авиатехниками, они обслуживали самолеты, готовя их к вылету. «Вооруженцам» часто приходилось за 2-3 минуты подвешивать к самолету по нескольку бомб весом в 50-100 килограмм, делали они это в любую погоду, в жару, в холод в дождь. Успешным выполнением боевых заданий летчицы были во многом обязаны своим подругам-авиатехникам. Многие студентки нашего вуза ушли на фронт медсестрами, трудились на заводах в тылу, сидели с детьми тех, кто ушел на фронт, внося свою лепту в победу советского народа над врагом.
После Победы в Великой Отечественной Войне страну охватил патриотический подъем, вся страна трудилась, восстанавливая разрушенные войной города, заводы, вновь засевая нивы. Комсомольцы нашего вуза ежегодно выезжали в подмосковные колхозы и совхозы для помощи в посеве и уборке овощей, впоследствии выезд студентов на летние каникулы в колхозы и совхозы стал доброй традицией. Наши комсомольцы вели пропагандистскую работу на заводах и фабриках, работали пионервожатыми в московских школах.
Празднование тридцатилетия комсомольской организации в 1948 году вызвало особое оживление научной работы среди студентов, проходили конференции на факультетах, общеинститутский конкурс научных работ. В 1951 году по инициативе ячеек ВЛКСМ и партии начинает выходить газета «Ленинец», которая с первых же дней заняла почетное место в жизни вуза. На страницах газеты широко освещалась жизнь института, обсуждались неудачи и достижения в научной работе, деятельность общественных организаций, критиковались недостатки.
Комсомольцы вели идейно-политическую работу: проводили политзанятия, беседы на самые животрепещущие актуальные темы, теоретические конференции, организовывали лекции, вечера вопросов и ответов. Деятельность комсомольской организации, объединявшей всю массу студенческой молодежи, создавала почву для привлечения студентов к решению всех вопросов, связанных с учебно-воспитательным процессом. Собрания групп и курсов по обсуждению производственных вопросов стали к шестидесятым годам нормой совместного обсуждения студентами и преподавателями текущих дел, состояния преподавания отдельных дисциплин, организации научной работы. За ходом учебного процесса и состоянием учебной дисциплины наблюдали студенческие учебно-воспитательные комиссии, по сути дела это был настоящий студенческий самоконтроль, формировавший сознательное и активное отношение к труду, учебе, собственной жизни и жизни страны. Опыт самоуправления в вузе позволял студентам понимать суть государственного самоуправления и был хорошей политической школой.
Комсомольцы института постоянно проявляли инициативу и затевали множество разных интересных начинаний. Комсомол занимался организацией педагогической деятельности студентов на общественных началах, помимо основной педагогической практики. Так студенты-историки работали в детском доме № 22, здесь они организовывали кружки, проводили беседы и лекции на исторические и общественно-политические темы, готовили с детьми концерты, вечера, пионерские сборы. Студенты музыкально-педагогического факультета организовали в том же детском доме музыкальную школу. Студенты работали также в Икшанской колонии для несовершеннолетних, организовывали в школах кружки, были пионервожатыми. Для теоретического осмысления своей педагогической работы студенты создали клуб вожатых, где обсуждались проблемы пионерской работы. Всей работой студентов с детьми на общественных началах руководил созданный при комитете ВЛКСМ штаб.
С середины 60-х годов открылась новая страница трудового движения студентов – участие в студенческих строительных отрядах. Начало этой традиции было положено группой студентов-добровольцев, отправившихся в 1966 году в составе московского студенческого строительного отряда на восстановление разрушенного землетрясением Ташкента, поддержав стремление советской молодежи помочь попавшим в беду людям. Студенты нашего вуза были достойными участниками молодежного трудового движения, участвуя в строительстве теплотрассы в поселке Суриково Красноярского края, строительстве ныне разрушенной гостиницы «Россия», объектов Нового Арбата в Москве, уборке урожая в Молдавии и Астраханской области. Особое место, среди строительных работ в 80-х годах занимало участие студентов в строительстве институтского корпуса гуманитарных факультетов в Тропарёво. Каждый факультет считал делом чести принять участие в этом строительстве.
Помогали наши комсомольцы и в проведении игр XXII Олимпиады в 1980 году. Наши стройотряды участвовали в ремонте общежитий для приема приезжающих гостей и болельщиков. На 6 факультетах шла подготовка гидов-переводчиков по 6 языкам – английскому, немецкому французскому, испанскому, польскому, болгарскому. Многие наши студенты работали в качестве временного обслуживающего персонала в различных службах Олимпиады. За активное участие в подготовке и проведении Игр приказом ректора было отмечено около 400 человек.
Среди интересных дел комсомольской организации и сотрудничество с комсомольцами педагогических вузов страны, молодежными коллективами других стран. В 1966 году комитет ВЛКСМ провел первый фестиваль педвузов, посвятив его 25-летию присвоения МГПИ имени В.И. Ленина. На этом фестивале студенты из Николаева, Смоленска, Тбилиси, Еревана, Киева, Ульяновска, Алма-Аты, Минска, Вильнюса и многих других городов страны поделились с москвичами опытом работы с детьми и подростками, побывали в студенческих группах и рассказали о жизни в своих городах. В дальнейшем такие встречи происходили между студентами городов-героев, столиц союзных республик, вузов, носящих имя В.И. Ленина. Соответственно и студенческие делегации МГПИ выезжали в другие вузы страны. Новые знакомства, новые друзья, новый научный и педагогический опыт – все это давали фестивали студентам.
Широкий общественный резонанс вызвал и проведенный по инициативе комсомольцев истфака месячник солидарности с испанскими политзаключенными. В ходе месячника студенты приняли участие в общественных работах, а заработанные средства передали в фонд солидарности. Итоговым мероприятием месячника явился вечер, в котором наряду с коллективом МГПИ приняли участие руководители испанских политэмигрантов, писатели Маркос Ана, К. Симонов, И. Эренбург, участник боев в Испании, дважды Герой Советского Союза генерал армии П.И. Батов. «Мы горды тем, - говорилось в обращении участников вечера, - что в великом деле борьбы за свободу Испании будет и наш скромный вклад – средства, заработанные нами в фонд помощи испанской молодежи».
Вообще интерес к многообразию истории и культуры народов СССР и зарубежных стран широко использовался в деятельности комсомольской организации. Это проявилось и в деятельности клубов интернациональной дружбы, которых к началу 80-х годов в институте было 7. Клубы вели активную переписку, проводили собственные изыскания по страноведению и культуре различных народов.
Деятельность молодежной организации существенно обогащала арсенал форм и методов подготовки учителя, в ней реализовывался потенциал общественной активности молодежи, ее стремление к саморазвитию и самоутверждению.
Сейчас организации, которая смогла бы обеспечить студенческое самоуправление, организовать общероссийскую молодежную инициативу, в стране нет, несмотря на то, что организации вроде «Молодой России», «Наших», «Местных» и тому подобных «своих» для правительства плодятся как грибы. Почему же так происходит? Может так происходит потому, что кроме согласия с политикой правительства никаких принципов у них нет. «Я согласен с начальством и в этом моя идея», - как бы говорит каждый вступивший в эти организации. Пытаются они организовывать и некоторые общественно-полезные дела, устраивают массовые собрания на Селигере, но по масштабу и реальной пользе для людей они несравнимы с комсомольскими начинаниями. Правительство предлагает нам лишь жалкий суррогат молодежного движения, потому что без четкой программы любое «политическое» движение обречено быть флюгером, вертящимся по воле начальства.
Комсомол помогал молодежи почувствовать себя частью мирового сообщества, благодаря общению с молодежью других стран. Коммунистическая идеология не мешала, а скорее даже помогала молодежной работе, создавая почву для верной нравственной оценки собственной деятельности, деятельности других людей, событий происходящих в стране и в мире. Однако зависимость от правящей партии очень повредила комсомолу в девяностые годы, когда верхушка КПСС отошла от социализма и начала развал и ограбление страны. Сторонники социализма выступили против самороспуска комсомола и положили начало современному оппозиционному движению левой молодежи, хоть в меньших масштабах, но продолжающему нравственные и политические традиции комсомола.


Дарья Косолапова, студентка 5 курса исторического факультета МПГУ
Опубликована в газете МПГУ «Педагогический университет»
Май 2008 г.
 

Обратная связь