Национальная нетерпимость и вражда, межнациональные войны и конфликты — не новое явление в истории человечества. В одной древней притче говорится, что Бог встретил человека, жившего на левом берегу реки, и сказал ему: «Я дам тебе всё, что пожелаешь, но с одним условием: человек с правого берега реки получит вдвое больше». И тогда Бог услышал в ответ: «Выколи мне один глаз». Человек из племени с левого берега реки хотел, чтобы его соседу, человеку из другого племени, выкололи оба глаза.
Но вот возникает государство, построенное на совершенно иных основах — на принципах социальной справедливости и равенства, дружбы народов и интернационализма. Образование СССР — одна из крупнейших дат не только отечественной, но и мировой истории. Оно явилось продолжением дела Великого Октября, победы в Гражданской войне и разгрома иностранных интервентов. Союз Советских Социалистических Республик был провозглашён I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года.
Создание 100 лет назад нового государства проходило в высшей степени демократично и с чрезвычайной ответственностью участников объединительного процесса. В результате I съезд Советов в основном утвердил Декларацию об образовании СССР и Союзный договор, заключённый полномочными делегациями, избранными съездами Советов РСФСР, УССР, ЗСФСР и БССР.
Соединение сил обеспечило небывалый общий взлёт
Советской России, СССР досталось сложное наследие. После Февральской буржуазно-демократической революции, с одной стороны, шло сплочение революционных сил на интернациональной основе, с другой — дробление и распад страны. На её окраинах возник целый ряд псевдогосударственных органов власти националистической буржуазии: «рады» и обособленные «республики» на Украине и в Белоруссии, «национальные советы» в Прибалтике, «Шура-Исламия», «Улема» и «Алаш-Орда» в Средней Азии, «Сфатул цэрий» в Молдавии. О создании своей республики объявляют в Татарии, курултаи созывают в Крыму и Башкирии и т.д. За две недели до Октябрьской революции было создано своё правительство в Сибири...
Некоторые из этих образований имели довольно крупные вооружённые формирования. В разных регионах происходили столкновения и стычки с использованием оружия, резня и еврейские погромы с человеческими жертвами. Страну рвали на куски. Усилия белого движения и иностранных интервентов после Октября 1917-го были направлены вовсе не на единение, а на полное разрушение России и утрату независимости.
Первоначально вся страна называлась РСФСР. Ещё на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года В.И. Ленин говорил, что федеративное устройство России «не выдумка, не партийный приём, а результат развития самой жизни». Опираясь на волю трудовых масс, большевики поддержали образование совсем других национальных республик — советских, которые стремились к единению с революционным центром, к восстановлению территориальной целостности государства. Советская федерация стала формой решения национального вопроса и объединения тогда ещё независимых республик, но поддерживавших тесные связи друг с другом, координировавших свои действия. Республики заключали договоры, перед образованием СССР между ними существовал военно-политический союз.
Победа Советской власти, вступление на путь социалистических преобразований естественно подталкивали к образованию единого союзного государства. Партия коммунистов-большевиков сумела организовать и возглавить объединительное движение советских республик и народов. Она стала цементирующей силой нового государства.
Шёл сложный процесс творческого поиска его. В построении СССР В.И. Ленин категорически отверг аморфную конфедерацию, но не согласился и с автономизацией, то есть вхождением крупных республик в РСФСР на правах автономии. Он предложил создать «новый этаж», «новую федерацию». Нельзя также принижать в создании и укреплении Союза ССР роль И.В. Сталина, возглавлявшего на протяжении трёх десятилетий Советское государство и Коммунистическую партию. Взгляды В.И. Ленина и И.В. Сталина в главных вопросах были едиными.
Советский Союз развивался динамично. Выгода от сложения сил республик, народов была значительно больше, чем арифметическая сумма слагаемых. С 1922 по 1982 год (за первые 60 лет существования) общий объём продукции промышленности вырос в СССР в 537 раз, а в Армянской ССР — в 1048, в Молдавской ССР — в 969, в Казахской ССР — в 938, в Таджикской ССР — в 898, в Белорусской ССР — в 730, в Киргизской ССР — в 712 раз и т.д. Были построены тысячи крупнейших заводов и фабрик, электростанций, шахт, десятки тысяч километров железных дорог, линия электропередачи, газо- и нефтепроводов. Разумеется, Советский Союз производил не только «галоши». Советский человек первым полетел в космос, мы первыми использовали атомную энергию в мирных целях. Многие виды нашей гражданской продукции были лучшими в мире. Быстро росло благосостояние населения. СССР, все его республики совершили стремительный взлёт к вершинам культуры, образования и науки.
В последние годы существования Советского Союза темпы его экономического роста несколько снизились. Но, выступая в ноябре 1991 года в Американском нефтяном институте (Хьюстон, США), экс-премьер-министр Великобритании М. Тэтчер, которую никак нельзя обвинить в приверженности к коммунизму, говорила: «Советский Союз — это страна, представлявшая серьёзную угрозу для западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Её в сущности не было… Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов Советскому Союзу удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста валового национального продукта у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы СССР, то при рациональном ведении хозяйства у Советского Союза были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков».
Страна достигла существенных успехов и в решении национального вопроса. На Западе писали о «русификации», «советско-русском империализме» и «колониализме». Но это явно не соответствовало реальности. За годы Советской власти народы получили различные формы национальной государственности, которая выражала интересы не только народа или народов, отражённых в названии союзной республики, автономии, но защищала, выражала интересы представителей всех наций и народностей, проживавших на территории данной республики, национально-государственного образования.
Выравнивались уровни развития республик. В сфере национальных отношений проявились тенденции развития и сближения социалистических наций и народностей, которые представляли две стороны одной медали. Сложилась новая историческая социально-классовая и интернациональная общность людей — советский народ. Нации и народности СССР развивались в рамках этой общности. Развитие во многом осуществлялось за счёт взаимообогащения, распространения общих черт народов. Общее проявлялось даже в фольклоре. Сближение предполагало сохранение и творческое использование национальной специфики.
Национально-государственное устройство Советского Союза менялось, но не принципиально. Оно совершенствовалось. В 80-е годы прошлого века в Советском Союзе было 15 союзных и ряд автономных республик, автономные области и автономные округа. Новые союзные республики возникли в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, напрямую вошли в СССР Азербайджанская, Грузинская и Армянская советские социалистические республики. Вступили в состав Союза ССР Молдавия и прибалтийские страны. Менялся, в основном повышаясь, статус отдельных национально-государственных образований, автономий.
Дружба народов, общесоветский патриотизм и интернациональное единство ярко проявились в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Воины всех национальностей показывали образцы беззаветного героизма, самоотверженности, воинской дисциплины и смекалки. Высокими государственными наградами отмечены представители всех наций и народностей СССР. Героями Советского Союза стали 8160 русских, 2068 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев, 18 туркмен, 15 литовцев, 14 таджиков, 13 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 9 карелов, 8 калмыков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 5 абхазцев, 3 якута, 2 молдаванина и воины других национальностей.
Советский Союз оказывал громадное воздействие на всё мировое развитие. С Великого Октября и образования РСФСР (первоначально), а затем СССР начинается новая эпоха всемирной истории — эпоха перехода от капитализма к социализму. Союз ССР был ведущей силой социалистического содружества, оказывал помощь международному коммунистическому, рабочему, национально-освободительным движениям, действительным демократам во всём мире.
Что поспособствовало предателям
Конечно, проблемы в СССР существовали, но это были совсем иные проблемы, чем до 1917 года или в нынешнее время. Их надо было спокойно решать, не нарушая целостности формировавшегося более тысячелетия государства. Очевидное большинство наших сограждан придерживались этой позиции. На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года народ (112 млн, или более 76% всех участвовавших) однозначно высказался за сохранение и обновление Союза ССР. Надо ещё учитывать, что среди тех, кто тогда не проголосовал за сохранение СССР, на мой взгляд, большинство было недовольных политикой М.С. Горбачёва и его окружения. По существу, эти люди вовсе не были противниками Союзного государства.
Но руководство страны и КПСС того времени пошло на поводу у лжедемократов и националистов. Оно допустило грубейшие ошибки в социально-экономическом и общеполитическом курсе, что крайне негативно отразилось и на национальных отношениях. Приход «демократов» к власти в Москве привёл к разрушению целостности единого государства. Предательская тройка заявила в Беловежской Пуще о ликвидации СССР.
Конкретных причин, поспособствовавших разрушению СССР, было много: внутренние и внешние, субъективные и объективные, действовавшие на всей территории страны и в отдельных регионах, менее и более существенные.
При всей важности внешних причин определяющими стали всё-таки внутренние. Но какие были решающими среди них? Ответить на этот вопрос можно только опираясь на диалектико-материалистическое понимание истории. Очевидно, что имели место многочисленные факты ренегатства и откровенного предательства. Лично у меня, как и у миллионов людей, все эти горбачёвы и ельцины, яковлевы и шеварднадзе, кравчуки и шушкевичи вызывают чувство крайнего презрения и отвращения. Они лишили меня Родины.
Но следует исходить из того, что национальный вопрос является вопросом о власти, а корни его лежат в социально-экономической сфере. Когда мы говорим о социально-экономическом положении того времени, то имеется в виду не только обвальный экономический спад после 1991 года в новых государствах («Мамай прошёл»), а сущностные черты и направленность развития. Субъективный фактор и объективные условия в реальном историческом процессе меняются местами. Грубые субъективные ошибки создавали новые объективные условия (иной способ производства и экономические уклады порождали новые классовые силы и их расстановку, менялись влияние классов на жизнь общества, позиция различных госструктур и т.д.). Всё это вело тогда к дальнейшим разрушительным последствиям.
В чём же сущность нынешних социально-экономических перемен на территории прежнего СССР? Если выделять самое главное, то у нас шла смена отношений собственности, а вместе с этим общественного строя — процесс реставрации капитализма, а в ряде регионов — с большой примесью феодализма и кланово-байских отношений.
И.В. Сталин так писал о возникновении наций и обострении национального вопроса: «Буржуазия — главное действующее лицо. Основной вопрос для молодой буржуазии — рынок. Сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности — такова её цель. Отсюда её желание — обеспечить себе «свой», «родной» рынок. Рынок — первая школа, где буржуазия учится национализму».
Буржуазный рынок во всём мире складывался в форме национальных и региональных рынков. Национальные рынки, возникшие у нас, одновременно представляют собой «предбанники» мирового капиталистического хозяйства.
Вместе с национальными рынками возникают социально-классовые силы, заинтересованные в дроблении страны. Понятно, что инициатором и мотором разного рода передельных и «прихватизационных» процессов, межнациональных конфликтов и войн выступают дельцы «теневой экономики», криминальная буржуазия. Воспользовавшись ситуацией «мутной воды», они хотят «отмыть» деньги, получить возможность «цивилизованно», по-капиталистически эксплуатировать трудовой народ. Дробление страны, противопоставление её народов — в интересах и компрадорской буржуазии. И всё-таки нельзя сводить причины разрушения СССР, обострения национального вопроса к объективным интересам и действиям только этих социальных групп.
Важнейшей фигурой складывающихся национальных и региональных рынков выступает мелкий буржуа. Внешне, казалось бы, не такое опасное, как дельцы «теневой экономики», мафиози и компрадоры, но значительно более массовое явление. Своеобразный мелкий буржуа, существенно отличающийся от российского предшественника конца XIX — начала XX века, — торгаш, перекупщик, спекулянт. Впрочем, ныне и директор крупного завода или академического института вынужден во многом «играть» по тем же правилам. Рабочий и шахтёр, учитель и врач порой месяцами не получали заработную плату. Они были вынуждены становиться «челноками», совершать длительные вояжи с сумками «мечта оккупанта», торговать в «комках» или «гадюшниках» и т.п. Речь идёт не о нравственной оценке этого часто вынужденного поведения и выживания, а об объективном положении в системе общественного производства и, соответственно, политической позиции больших групп людей.
Эта мелкобуржуазная стихия — «взбесившийся мелкий буржуа» (В.И. Ленин), который всё время находится под угрозой банкротства, разорения и полной нищеты, — и определяет в значительной мере те процессы, которые ведут к национализму, сепаратизму. Понятно, торговцу безразлична национальность покупателя. Но вместе с тем мелкий буржуа стремится и будет использовать любые (национальные, языковые, религиозные, местечковые и др.) факторы, чтобы устоять в конкурентной борьбе. Ради получения прибыли он всегда готов разжигать национальную неприязнь, вражду и ненависть.
Национализм против социализма
Нарождающаяся буржуазия рвётся к власти. Требование национального государства закономерно в условиях складывающегося буржуазного национального рынка. Национальное государство — норма, правило мировой истории в условиях становления капитализма. Оно наиболее соответствует интересам буржуазии. Отсюда стремление к «суверенизации» и «полной независимости», таможенные барьеры, введение собственных валют и т. п. Так происходило во всём мире, где складывался буржуазный способ производства: в Западной Европе — в XVII—XIX веках, в Латинской Америке — в XIX, в Азии и Африке — в XX веке. Национальный вопрос — явление мировое. Базис требует соответствующей надстройки.
Но буржуазия нашей страны в конце 1980-х и в 1990-х годах была ещё сравнительно малочисленна и слаба. Она апеллирует к интеллигенции, рабочим, крестьянству, деклассированным слоям и т.д. И, поставленные в условия ухудшающегося социально-экономического положения, дезориентированные средствами массовой информации, различные социальные слои в той или иной форме откликаются на призывы прокапиталистических сил. Возникают национальные и националистические движения. Сила этих движений определяется степенью участия в них широких слоёв населения.
За короткий период времени они в различных регионах претерпели существенную эволюцию. На первых порах национально ориентированные организации ограничивались требованиями о внимании к национальным культурам, языкам, традициям, религии народов, правдивому освещению истории, экологии. Часто это сочеталось с демагогическими клятвами о верности «народу», «перестройке» и «социализму». Многие из национальных требований были естественны и справедливы. Но вскоре ситуация в корне изменилась. Представители творческой и научной интеллигенции, бывшие лидерами-вдохновителями, оттесняются. Движения всё больше скатываются на позиции воинствующего национализма и шовинизма, русофобии, компрадорства. Прямо скажем, на определённом этапе они были достаточно массовыми, активными и представляли собой влиятельную политическую силу.
Национальные и националистические организации, как правило, являются мелкобуржуазными. Порой говорят, что это чуть ли не движения интеллигенции, так как во главе их — интеллигенты. Но это упрощённое объяснение. Дело не в том, кто стоит во главе того или иного движения и организации (поэт, музыкант или художник), а в том, интересы каких классов, социальных слоёв выражают эти организации и движения, их лидеры.
Вот и в СССР усилия «демократических» и националистических движений были направлены на ломку общесоюзных государственных и общественно-политических структур. Контрреволюционные силы не могли просто овладеть готовой государственной машиной и пустить её в ход для достижения собственных целей. Прежнее государство не годилось для реализации их целей, его надо было уничтожить.
В этой ситуации союзный центр проявлял удивительную беззубость, а часто и ещё большее. Имея в своих руках все рычаги власти, он сваливал на кого угодно решение возникающих проблем. Мало того, именно центр инициировал «свободный» рынок, усиленно насаждал его, а потому постоянно порождал дестабилизирующие импульсы. Иными словами, сам центр своей социально-экономической политикой и всевозможными акциями растаскивал в разные стороны народы и республики.
Не секрет, что стержнем политической системы СССР была КПСС. На неё, как на шампур, были нанизаны все государственные структуры и общественные организации. Выдернув шампур, добились, что сразу всё «поехало», была нарушена субординация и координация государственных органов и общественных организаций по вертикали, их взаимодействие по горизонтали.
Кстати, нынешние попытки заменить КПСС президентскими структурами ничего позитивного не принесли. Президентская вертикаль менее демократична, менее гибка и, как показывает опыт Российской Федерации и других бывших союзных республик, в несопоставимо большей степени оторвана от народа, подвержена коррупции. Что происходит? Иногда льют крокодиловы слёзы о разрушении СССР, болтают о верховенстве закона — и тут же поливают грязью партию коммунистов. Говорят: «Хороший закон приняли, но нет механизма его реализации». Как будто ныне есть механизм реализации хоть какого-то закона!
После принятия любого законодательного акта, даже если он абсолютно правильный и очень нужный, надо разъяснять его смысл, убеждать людей в необходимости его реализации, организовывать её. И это в полной мере одни государственные структуры сделать не в состоянии. Такой большой страной, как СССР или Российская Федерация, с массой социальных, национальных, религиозных, региональных и иных особенностей, без авторитетной партии трудящихся управлять попросту невозможно. Следует не поддаваться на демагогию «демократов» и признать, что влиятельная партия, выражающая интересы трудящихся, необходима прежде всего не столько для победы на выборах, сколько для решения в дальнейшем сложнейших политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач возрождения страны.
СССР разрушили, а на обломках возникли буржуазные государства
Известно, как складывались у нас события к 1991 году. Были, конечно, попытки переломить ситуацию. Инициативы (увы, не давшие принципиальных перемен) предпринимались в КПСС: последние пленумы ЦК, образование КП РСФСР, инициативные группы рядовых коммунистов внутри партии. Был ГКЧП СССР. Или вспомним деятельность депутатской группы «Союз», интердвижений в Прибалтике, Молдавии и других регионах. С 7 ноября 1991 года проводились крупные митинги в Москве с участием десятков тысяч и даже более 250—300 тысяч человек. А ведь тогда КПСС и КП РСФСР были фактически запрещены, их руководящие органы распущены. Но интернационалисты не смогли переломить ситуацию и успешно противостоять «демократическим» и националистическим силам.
По-моему, правильно будет сказать, что у нас был процесс не распада и даже не развала государства — СССР, а разрушение этого государства, расчленение его и замена на более чем 15 национальных, по существу буржуазных государств (пожалуй, за исключением Республики Беларусь). С разных сторон, активно или пассивно, действующими лицами или конформистами, наблюдателями в этой исторической драме участвовали десятки миллионов людей. И пока нельзя сказать, что её исход полностью предрешён.
Стоит сейчас повнимательнее рассмотреть вопрос об образовании новых национальных государств на территории СССР. Государство — это организация, всегда опирающаяся на определённые социально-классовые силы и выражающая их интересы. Теперь в литературе, как правило, затушёвывается вопрос о социально-классовой природе возникших государств. Например, за последние годы многие тома написаны о федерализме в России, даже в Киевской Руси и Московском государстве, о разграничении полномочий субъектов нынешней Российской Федерации, но трудно встретить хотя бы упоминание о том, что национально-государственное устройство (унитарное государство, федерация, конфедерация) — одна из характеристик формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом. Сущность государства обусловлена его социально-классовой природой. Без изменения сущности новых государств (замена буржуазного государства на народно-демократическое, социалистической направленности) национальный вопрос в будущем не решить, страну и народы не объединить.
Давно пора отказаться от пустых рассуждений о современном государстве как о каком-то «общественном договоре», особенно после договорённости в августе 1991 года (из свидетельских показаний госсоветника Ю. Скокова по делу ГКЧП СССР) бомбить с самолётов Кремль и после расстрела танками Дома Советов в Москве в октябре 1993 года. То, что было большой заслугой общественной мысли во времена Ж.-Ж. Руссо, Т. Гобса и Дж. Локка, сегодня выглядит крайне наивным. Государство не является и воплощением какой-либо идеи — «русской», «православной» («Царство Божие на земле») и т. п. Оно — вполне осязаемая материальная сила. Самое демократическое государство предполагает принуждение. В нынешнее время его агрессивность возрастает. Государство — это прежде всего армия, полиция, органы государственной безопасности, прокуратура, суды, другие силовые структуры, а также органы управления хозяйством в интересах определённых социально-экономических групп.
Ещё раз подчеркну: формирующейся национальной и компрадорской буржуазии, во многом откровенно криминального характера, нужно было буржуазное государство. Только с помощью его механизмов она могла реализовать свои желания и надежды. Ей нужны были законы в собственных интересах. Право — воля господствующего класса, возведённая в закон. Нужно было не только провести через парламент законы, но и создать структуры, способные принуждать к выполнению этих законов. Классовое государство — организованное и систематическое насилие, в том числе путём изъятия средств борьбы у эксплуатируемых. Надо было сформировать государственный аппарат — новое чиновничество (бюрократию), прибрать к рукам чиновничьи местечки.
Под предлогом «реформ» шли преобразования (смена юрисдикции), то есть ломка прежних органов государственной власти и образование новых. Возникают «особые отряды вооружённых людей», вооружённая «публичная власть». Говоря современным языком, это — силовые структуры, которые могут быть использованы и против собственного народа или его отдельных групп, выделяемых и по национальному признаку — «обнаглевших пришельцев», «оккупантов», «манкуртов» и т.п.
Сколько грязи выливали и выливают «демократы» и националисты на «экстремистов»-большевиков, выступавших за слом государственной машины царской России. Но разве не делали они в интересах эксплуататоров то же самое? Большевики-то проводили это в интересах трудового народа!
Вместе с тем, в разрушении СССР исключительно большую роль сыграли и внешние факторы, часто переплетаясь с внутренними. По существу шла война нового типа. Это острейшее противоборство двух социально-экономических систем (или, как даже говорят, «третья мировая война») проявлялось во всех сферах общественной жизни: в политике, экономике, социальных вопросах, идеологии. Жёсткое соперничество выступало в сфере информации, дипломатии, разведки, военной области.
Во второй половине XX века не было прямого военного столкновения двух общественных систем. Наличие у сторон ядерного оружия и средств его доставки в любой регион земного шара не позволяло идти на мировой военный конфликт. В результате такого конфликта не было бы победителей и побеждённых.
Но капиталистический Запад стремился изменить соотношение сил путём наращивания экономической и военной мощи, обретения новых союзников, региональных войн и конфликтов, попыток дестабилизации внутриполитического положения, разжигания противоречий в социалистических странах и между ними, использовал «агентов влияния», то есть «пятую колонну», агитационно-пропагандистские акции, идеологические провокации и диверсии и т.д. Под ударом оказались все основные государственные и общественные институты нашей страны, все основные сферы жизнедеятельности (КПСС, государственные органы власти и управления, армия и другие силовые структуры, организация хозяйства, социальная и национальная политика, духовная жизнь).
К чему привело уничтожение СССР
Проиграли все народы. Новообъявленные государства находятся в тяжелейшем политическом и социально-экономическом кризисе, потеряли или теряют свою независимость и суверенитет. В бывших союзных республиках сложились олигархические режимы, многие из них справедливо называют и этнократическими.
В ходе разрушения Советского Союза по живому нарезались новые государственные границы. Устанавливались контрольно-пропускные пункты и таможни, на границах даже строились и строятся стены-«заборы». Дошло до того, что новые линии разделения минировались. Люди веками жили в одном государстве (мигрировали, заключали национально-смешанные браки, вместе работали в одних трудовых коллективах, делились производственным опытом, перенимали лучшие традиции в быту и т.д.). А теперь не только относительно малочисленные народы (таджики, лезгины и многие другие) оказались в разных государствах, но и более 25 млн русских — вне Российской Федерации, около 7 млн украинцев — вне Республики Украина, 2,5 млн узбеков — вне Узбекистана, 1,5 млн белорусов — вне Республики Беларусь… Обычно их называют национальными меньшинствами, но эти меньшинства по численности значительно больше многих народов в соседних государствах «дальнего зарубежья».
Всё шире распространяются «метастазы» конфликтов, межнациональных и гражданских войн. В ряде регионов шли широкомасштабные военные действия с использованием авиации, бронетехники, ракетной артиллерии. Доходит до случаев дикого вандализма на национальной почве (отрезают головы у пленённых, на трупах выжигают звёзды, православные кресты и т.п.). Совершаются чудовищные террористические акты, взрывают многоквартирные жилые дома, людей захватывают в заложники, продают за деньги или зверски убивают. Сотни тысяч погибших, миллионы беженцев и вынужденных переселенцев…
Издевательски звучат утверждения, что ликвидация СССР якобы предохранила нас от «ливанизации» или «балканизации». «Свет в конце туннеля» пока не заметен! События в Афганистане (возвращение к власти талибов) породили противоречивую и крайне опасную обстановку на южной границе Таджикистана. Многие годы идут переговоры и консультации о статусе Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, но результатов почти никаких. В итоге последней войны между Азербайджаном и Арменией всё-таки сложной остаётся ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Почти ежедневно происходят обстрелы из стрелкового оружия и артиллерии территорий Донецкой и Луганской народных республик, дошло до использования вооружёнными силами Украины турецких беспилотников Bayraktar TB2. Усиливаются турецкое влияние и наступление радикального ислама на Азербайджан, среднеазиатские государства и Казахстан, многие районы Северного Кавказа. Вспыхивают острейшие гражданские конфликты (Таджикистан, Киргизия, Украина, Казахстан). Всё чаще происходят массовые драки на национальной почве, даже с использованием автоматического оружия. В самые последние годы уменьшилось число обстрелов, взрывов, терактов и преступлений террористической направленности на Северном Кавказе, но о полной нормализации обстановки здесь (особенно в районе Дагестана, Чечни и Ингушетии), на мой взгляд, пока говорить преждевременно. Тлеет и осетино-ингушский конфликт. Я назвал наиболее болезненные конфликтные ситуации, но существует и много других «горячих точек».
А каково положение в экономической сфере? Что произошло с экономикой СССР, всех бывших союзных республик? Чудовищный спад, особенно в 1990-е годы, когда активно рушили хозяйственные связи предприятий. Не буду пугать читателя, приведу только один свидетельствующий о многом экономический показатель — валовой внутренний продукт. Физический объём ВВП в 2000 году по сравнению с 1991 годом уменьшился, например, в Таджикистане на 59%, в Молдавии — на 58%, на Украине — на 53%, в Грузии — на 52%, в Азербайджане — на 41%, в РФ — на 31%, в Кыргызстане — на 28%, в Армении — на 23%, в Казахстане — на 22%. После этого по существу началось топтание на месте — то свой или мировой экономический кризис мешает, то санкции, пандемия… В последние годы обобщённые социально-экономические показатели по СНГ практически не публикуются — хвастаться абсолютно нечем! С 2010 года по 2020-й (это за десятилетие!) ВВП стран СНГ в целом вырос на 17%, а в 2020 году по сравнению с 2019-м уменьшился на 0,7%. Это — последние официальные данные Межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств. Положение и перспективы остаются весьма туманными.
Соответственно, стремительно снижается уровень жизни. Идёт прямое вырождение народов. А у нас всё организуют «реформы» — ЖКХ, пенсионная, армии, милиции (хватило духу переименовать милицию в полицию, что было при царизме и при фашистах) и т.д. Но под реформами всегда понимали такие крупные преобразования, которые вели к подъёму по ступенькам социальной лестницы больших социально-экономических групп людей. У нас же всё наоборот. Бедность и нищета растут. Чудовищное социальное расслоение всячески затушёвывается. Как правило, приводятся усреднённые статистические данные, а это средняя температура по больнице, включая морг.
Нарушены многонациональная культурная общность, родственные и дружеские связи десятков миллионов людей. Уничтожается единая информационная система. Периодически поступают сообщения о сокращении или полном прекращении трансляции программ российского телевидения. Порой невозможно купить в бывших союзных республиках газеты, издаваемые в Российской Федерации. Произошло сужение сферы функционирования русского языка. Даже в районах немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны не было такого гонения на русский язык, как сегодня, во время насильственного насаждения капитализма. В ряде республик осуществился и продолжает осуществляться переход с кириллицы на латиницу, тем самым сразу отсекаются достижения культуры и науки советского времени.
Всё это привело к размыванию достигнутого такими большими усилиями стратегического паритета СССР с США. Вместо биполярного мира в 1990-е годы возник мир монополярный, где США с союзниками по НАТО откровенно диктуют свою волю, в том числе с помощью оружия, слабым государствам. Сейчас ситуация в чём-то вроде начинает меняться, но процесс создания многополярного мира идёт очень сложно.
Пока по всему периметру наших западных границ в соседних странах расположены военные базы США и НАТО. «Парад суверенитетов» новых режимов сменился «парадом отказа от суверенитетов». В 2004 году приняты в ЕС и НАТО Литва, Латвия и Эстония. К вступлению в Евросоюз и НАТО навязчиво призывают определённые политические силы на Украине, в Грузии и Молдавии. Военные и перевалочные базы, учебные центры США и НАТО существовали или существуют почти во всех бывших закавказских и среднеазиатских союзных республиках. На бывших советских аэродромах располагаются натовские самолёты, они регулярно летают вдоль наших границ. На прежних полигонах Советской Армии располагаются натовские танки, стреляют натовские артиллерийские орудия и системы. Отдельные республики широко закупают у стран НАТО летальное оружие, переводят на натовские стандарты свои вооружённые силы, в военных учебных заведениях Североатлантического альянса готовят кадры офицерского корпуса.
Мы подошли к критической черте. Дальнейшее отступление серьёзно угрожает самому существованию Российской Федерации, да и безопасности некоторых бывших союзных республик. В этих условиях надо стремиться к значительному расширению и укреплению связей и взаимопомощи в области экономики, политики, духовной жизни. Сделать это непросто. Тем не менее иного пути нет. Убеждён: будет много сложностей, много неудач в тяжелейшей борьбе. Но в конечном счёте государство дружбы и братства советских народов будет восстановлено и добьётся ещё больших успехов и достижений. Более подробно обратимся к этой теме через некоторое время.