Наша библиотека

15.09.2021

Спасибо Сталину

Авторы статьи — Е.А. СОКОЛОВА, кандидат исторических наук, главный специалист Центра изучения перспектив интеграции ЕАЭС. С.Д. ЖУДРО,первый секретарь Витебского обкома КПБ, делегат VI Всебелорусского собрания.

Освободительный поход 17 сентября — историческая дата для белорусского народа

В этом году в Республике Беларусь появился новый государственный праздник — День народного единства. Он будет отмечаться 17 сентября. Именно в этот день в 1939 году начался освободительный поход Красной Армии по Западной Белоруссии и Западной Украине. В результате было покончено с польской оккупацией этих территорий, начавшейся в 1921 году после подписания Рижского мирного договора.

В сложный межвоенный период воинствующий имперский курс стал генеральной линией официальной Варшавы. В 30-е годы ХХ века с приходом к власти Гитлера эта линия приобрела особую активность и в сочетании с патологическим антирусским и антисоветским характером привела в итоге Польшу к губительному рубежу.

В планах стратегии германского нацизма Польша являлась разменной монетой. Уже вскоре после подписания Декларации о дружбе и ненападении между Германией и Польшей от 26 января 1934 года Гитлер заявил своим приближённым: «Все наши соглашения с Польшей имеют только кратковременное значение». И дальнейшие события развивались в данном ключе. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война.

В середине сентября 1939 года немецкие войска подошли к территории Западной Белоруссии и Западной Украины, которые оказались перед угрозой нацистской оккупации. Ставка главнокомандующего польскими вооружёнными силами маршала Э. Рыдз-Смиглы была перенесена в Брест. Общее руководство военными действиями польских частей практически отсутствовало. Польское правительство, прихватив с собой золотой запас страны, направлялось к румынской границе.

С самого начала нападения Германии на Польшу руководство рейха подталкивало Советский Союз к вступлению в войну. Но Советское руководство этого не делало до того времени, пока фашисты не оккупировали всю собственно польскую территорию. Со стороны нацистской Германии звучали угрозы и шантаж. Риббентроп направил в Москву телеграмму, в которой сообщалось, что если СССР не начнёт наступление, то немцы остановят военные действия и создадут на восточных землях буферные государства: польское, украинское, белорусское. Ситуация продолжала обостряться.

Учитывая складывающуюся ситуацию, 6 сентября 1939 года СССР начал частичный призыв резервистов. 11 сентября был отдан приказ наркома обороны К.Е. Ворошилова об образовании Белорусского и Украинского фронтов. 16 сентября в частях Красной Армии был зачитан приказ о подготовке освободительного похода с целью защиты населения Западной Белоруссии и Западной Украины.

Белорусским фронтом ко-мандовал командарм второго ранга М.П. Ковалёв, начальником штаба был назначен руководитель советской военной миссии в Берлине комкор М.А. Пуркаев. В составе фронта действовали 3-я, 4-я, 10-я и 11-я армии, а также 23-й стрелковый корпус, Дзержинская конно-механизированная группа и Днепровская военная флотилия, насчитывавшие свыше 200 тысяч солдат и офицеров.

17 сентября Э. Рыдз-Смиглы отдал приказ: «Советы вступили. Приказываю общий отход на Румынию и Венгрию кратчайшими путями. С Советами не воевать, только в случае натиска с их стороны или попыток разо-ружения наших частей. Задача для Варшавы и Модлена, которые должны защищаться от немцев, без изменений. Войска, к которым подошли Советы, должны вступать с ними в переговоры с целью выхода гарнизонов в Румынию или Венгрию».

17 сентября командование Красной Армии получило приказ перейти государственную границу и начать освободительный поход в Западную Белоруссию и Западную Украину, так как Польское государство было уже фактически уничтожено и нависла угроза фашистской оккупации белорусских и украинских земель. Советское руководство правомерно защищало свои национальные, политические и военно-стратегические интересы, сделало всё, чтобы земли, аннексированные Польшей, были присоединены к СССР, а Западная Белоруссия и Западная Украина воссоединены с БССР и УССР.

В западных регионах, куда вступили войска Красной Армии, около 250 тысяч польских бойцов и офицеров сдали оружие, незначительная часть польских формирований оказала сопротивление. Как свидетельствуют польские источники, в этот период произошло около 40 случаев сопротивления пограничных патрулей советским частям. Более серьёзные бои имели место под Кобрином, Шацком, Гродно, Вильнюсом, Белостоком и Самбором. Наиболее упорное сопротивление было под Гродно.

В первый день похода были освобождены Барановичи, 18 сентября — Новогрудок, Лида, Слоним, 19 сентября — Вильно, Пружаны, 20 сентября — Гродно, 21 сентября — Пинск, 22 сентября — Белосток и Брест. К 25 сентября Красная Армия освободила всю Западную Белоруссию. Большинство населения встречало советских солдат хлебом-солью.

28 сентября СССР и Германия подписали новый договор «О дружбе и границе». В соответствии с договором граница была проведена по так называемой линии Керзона, определённой ещё в 1919 году верховным советом Антанты как восточная граница Польши. Это была этническая межа между украинцами и белорусами и поляками.

За непродолжительное вре-мя на территории Западной Белоруссии произошли разительные социально-экономические и национальные преобразования. На освобождённой территории создавались временные управления и крестьянские комитеты, которые налаживали хозяйственную деятельность, занимались организацией политической и культурной жизни, подготовкой выборов в Народное собрание, которые прошли 22 октября, а работать оно начало 28 октября в Белостоке. 29 октября Народное собрание приняло декларацию о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР, а также декларации: «О конфискации помещичьих земель», «О национализации банков и крупной промышленности».

Внеочередная сессия Верховного Совета СССР 2 ноября приняла закон о включении Западной Белоруссии в состав Советского Союза и её объединении с БССР. Процесс правового оформления включения Западной Белоруссии в состав БССР был завершён 12 ноября на внеочередной сессии Верховного Совета БССР.

В результате вхождения Западной Белорусии в состав БССР территория последней увеличилась с 125,6 тыс. кв. км до 225,6 тыс. кв. км, а население — с 5,6 млн до 10,3 млн человек. На присоединённой территории было создано пять областей: Барановичская, Брестская, Белостокская, Вилейская и Пинская, которые в свою очередь делились на районы и сельсоветы. Объединение Западной Белоруссии с Восточной в единую Белорусскую Советскую Социалистическую Республику было актом исторической справедливости, положило конец разделу Белоруссии, возоб-новив её территориальную целостность, воссоединив белорусский народ в единую семью.

Воссоединение имело поистине историческое значение, устранив угрозу геноцида для белорусов. По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, западные области Белоруссии отошли к Польше. В 1931 году на этих землях проживали 4,6 миллиона человек. Из них белорусы составляли 65% населения, поляки — 15%, евреи — 11%, украинцы — 4%, литовцы — 2,5%.

Варшава, стремясь к восстановлению границ Речи Посполитой 1772 года, воспринимала этнические белорусские земли как исконные восточные окраины исторической Польши («кресы всходни»). Западнобелорусские земли фактически являлись внутренней колонией, где на протяжении почти двух десятилетий осуществлялись тотальная эксплуатация национальных богатств белорусской земли и широкомасштабная дискриминация населения во всех сферах.

Запредельно циничные заявления польского военного руководства в межвоенный период раскрывают всю чудовищную сущность режима официальной Варшавы на территории Западной Белоруссии и Западной Украины. Мы приведём только некоторые из них.

Так, министр юстиции и генеральный прокурор Польши Александр Мейштович заявлял: «Белоруссия самой историей предназначена быть мостом для польской экспансии на Восток. Белорусская этнографическая масса должна быть переделана в польский народ. Это приговор истории; мы должны этому способствовать».

А министр внутренних дел Польши Б. Перацкий на вопрос американской журналистки о карательных акциях, проводимых на территории Западной Белоруссии и Западной Украины, ответил следующее: «Дайте нам ещё 10 лет, и вы с фонарём среди бела дня не найдёте ни одного украинца и ни одного белоруса».

Сущностью польской политики на территории Западной Белоруссии являлись ускоренная принудительная полонизация, ассимиляция и окатоличивание белорусского населения. С этой целью велось наступление польских властей на все сферы жизни. Этот процесс осуществлялся масштабно, напористо, с использованием всей мощности государственного, в том числе и полицейского аппарата.

Так, из 400 белорусских школ, которые работали на территории Западной Белоруссии до её оккупации Польшей, в 1928 году осталось только 29, а в конце 1930-х годов — ни одной; были закрыты 2 учительских семинарии и 8 белорусских гимназий. В итоге такой политики в конце 1930-х годов около 35% населения Западной Белоруссии оставалось неграмотным. В государственных учреждениях не разрешалось использовать белорусский язык, белорусов не брали на государственную службу.

Тюрьмы и концлагерь Берёза-Картузская были переполнены, заключённые в них находились в нечеловеческих условиях. В конце 1923 года в тюрьмах Западной Белоруссии было 1300 политических заключённых. За 1923 год в Польше были приговорены к смертной казни 109 человек, большая часть осуждённых — белорусы.

Сразу после объединения Западной Белоруссии с БССР были устранены все формы национального неравенства, о чём убедительно свидетельствовала практика развития народного образования. В 1939/40 учебном году работали 5643 средние, семилетние и начальные школы, из них в 4278 обучение шло на белорусском языке. А в остальных 1365 школах — на русском, польском, еврейском и литовском языках. Десятки тысяч детей крестьян и рабочих пошли учиться в школы.

В Западной Белоруссии, где практически отсутствовали высшие учебные заведения, в 1940 году начали работать педагогический и вечерний учительский институты в Белостоке, учительские институты в Гродно, Барановичах, Пинске, учительские курсы в Бресте, Молодечно, Лиде. Начали работу восемь медицинских и семь народно-хозяйственных техникумов.

Открылись больницы, амбулатории, медицинские пункты, которые бесплатно обслуживали население. Открыли двери пять драматических театров, 220 библиотек, 92 дома культуры и 100 кинотеатров. Во всех областных городах и районных центрах начали издаваться на белорусском языке газеты. Учитывались все национальные особенности региона. В 1940 году в Белостоке был открыт Государственный польский театр. В ряде мест стали издаваться на польском языке газеты. В Минске выходила ежедневная общественно-политическая газета «Штандар Вольности» («Знамя свободы»). На польском и белорусском языках выходила газета «Новая Ломжа». В школах для неграмотных и малограмотных в начале 1941 года занималось около 170 тыс. человек.

Серьёзные преобразования происходили в сфере развития промышленности. Только за 10 месяцев 1940 года в западных областях БССР в число действующих было введено 105 промышленных предприятий, а всего к началу 1941 года в Западной Белоруссии работало 392 промышленных предприятия.

Изменения коснулись и сельского хозяйства. До июня 1941 года организовано 1115 колхозов, которые объединяли около 50 тыс. крестьянских хозяйств, создана 101 машино-тракторная станция с наличием необходимой и соответствующей сельскохозяйственной техники, также организовано 28 совхозов.

Историческую значимость этих событий подтверждает даже духовный лидер белорусской оппозиции Зенон Позняк: «Дата 17 сентября 1939 года стала днём, когда история на мгновение повернулась к нам лицом. Если бы не война — перспективы национально выжить и восстановить государственную независимость у белорусов уже почти не было. С точки зрения исторического единства страны акт советской оккупации объективно стал причиной объединения Беларуси и фактом восстановления исторической справедливости, уничтоженной в 1921 году».

В заключение необходимо отметить, что 17 сентября 1939 года — это историческая дата для белорусского народа. Освободительный поход Красной Армии спас белорусов от исчезновения. Абсолютно правомерно, что отныне 17 сентября — начало освободительного похода — будет отмечаться как государственный праздник. Во время Большого разговора 9 августа 2021 года президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко справедливо отметил: «Это действительно праздник. Если бы этого дня не было, не было бы нашей страны. Спасибо Сталину. Ему нужно поставить за это памятник».

Обратная связь