Наша библиотека

06.04.2021

К приближающемуся юбилею гагаринского полёта

Ровно неделя осталась до юбилея подлинно великого события, даты, которая будет сохранять свою значимость столько, сколько отмеряно ещё существовать на свете человеческой цивилизации. 60 лет назад 12 апреля 1961 человек исполнил свою вековую мечту – шагнул за пределы Земли, в космос… И это был наш, советский человек! Поступок Юрия Гагарина, прошедшего все этапы сложнейшей, изматывающей и просто опасной подготовки, севшего в космический корабль, зная со слов Королёва, что вероятность успеха примерно 50%, и нашедшего в себе силы, несмотря на это, произнести, улыбаясь, своё знаменитое “Поехали” – это подвиг! Однако, самое главное – даже не это: в отряде космонавтов было немало достойных людей и, например, Герман Титов, дублёр Гагарина вполне мог стать первым космонавтом Земли. Важно то, что государство, народ, Советская страна смогли создать такие условия, такую технику, таких людей, которые, невзирая на трудности, подчас невероятные, сумели вырвать первенство на этой великой дороге к звёздам.

   Всем известно, что СССР вел бескомпромиссную борьбу со странами Запада на всех фронтах, в том числе и на космическом… Почему же мы стали первыми? Почему США, обладавшие научным потенциалом бывшей ракетной программы Германии, её учёными, в частности Вернером фон Брауном и его группой, стали лишь вторыми? Как вышло, что страна, перенесшая всего лишь 12 лет назад страшнейшую войну в своей истории и истории человечества, участвующая в гонке вооружений, осваивающая целину, в 1957 году 4 октября запускает первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году – первого космонавта?

     Это историческое достижение стало возможным потому, что вся Советская страна организованно, продуманно, с горячим желанием ринулась на осуществление космического проекта и была лучше, чем кто бы то ни было, приспособлена к задачам такого рода. Одно из важнейших преимуществ социализма, позволяющих решать задачи титанических масштабов, является возможность централизованной концентрации производственных сил и ресурсов на ключевых отраслях. По этой причине при осуществлении великих начинаний и проектов капитализм всегда будет проигрывать социализму. К слову сказать, возможность выиграть Лунную гонку у США появились только тогда, когда это было поставлено в ранг общенационального дела и стало решаться методами, близкими к социалистическим.

     Я не стану подробно останавливаться на том, как готовился старт Гагарина, на “собачьей эпопее”, на ходе полёта. Но непременно надо отметить те блестящие успехи, которых достигла в это время советская наука. Ещё при жизни Сталина в 1953 году начинаются работы над ракетой Р-7. Официально – это ракета военная, предназначенная для доставки ядерного боеприпаса на дальность 8-10 000 километров. Но проект возглавляется человеком, имя которого скоро войдёт в историю, человеком, который не мог, создавая Р-7, не думать о своей мечте – полёте в космос, к иным мирам и звёздам.  Сергей Павлович Королёв — один из немногих людей, которых можно без обиняков назвать гениями… Однако, как гласит пословица “один в поле не воин” – Королёв возглавлял ОКБ1,  в состав которого входило множество великолепных учёных, немало их было и в ОКБ456 и в ЦАГИ. Такие имена, как Глушко и Янгель – пара великих “двигателистов”, как теоретик космонавтики Келдыш, как мастер спутников и космических кораблей Челомей и много других имён можно назвать в этом славном ряду. Все они – воспитанники советской научной школы и советской школы трудовой. Их успехи наглядно доказывают силу, мудрость и безусловную жизнеспособность советской модели общественно-экономического устройства. Ведь как говорил Аристотель: “Благое государство порождает великих мужей, а дурное – обратных”. Огромную роль в том, что первым человеком, шагнувшим во вселенную, стал наш соотечественник, сыграли и те безымянные, но от того не менее важные и благородные в своём труде тысячи советских рабочих. Рабочих-мастеров, которым по силам оказалось создавать такие приборы, аналоги которым лишь через 3-5 лет давала совокупная научная мощь Запада.

   Не удивительно, что когда Он вернулся, то вся страна праздновала это в едином порыве – это была наша общая  великая победа. Государства и народы по-разному входят в историю: иные славятся завоеваниями, иные – богатством. Но то, что произошло тогда, навсегда прославит великое государство и великий народ, открывшие для всего человечества новую эру – эру экспансии в безграничное неисследованное пространство, эру великого освоения бескрайних горизонтов, эру, когда человек понесёт жизнь во вселенную, чтобы однажды, возможно, встретить подобных себе. И тогда этим энтузиазмом горел весь Земной шар – забыв про страшные россказни и пропаганду, жители капиталистических стран цветами и манифестациями встречали Его – победителя – советского человека… К сожалению, Гагарину не суждено было дожить до почтенной старости, но смерть его была достойна его жизни. Совершив свой подвиг, он не “зазвездился” и не “забронзовел”, он продолжил активную, полную рисков и побед жизнь. Он продолжал работу лётчика испытателя и погиб на ней в возрасте 34 лет в 1968 году.

    Космонавтика. Великая отрасль, будущее человечества. Некогда одно это слово могло вызвать у советского человека прилив горячей и заслуженной гордости. Мы были первыми. И в 1957 со Спутником, и в 1961 с Гагариным. Мы были лучшими – даже сейчас по общему числу ракетных пусков с 1957 года наша страна превосходит США более чем в 2 раза. Причём в 70-е и 80-е “Застойные” годы разрыв в пользу СССР был колоссальным: 909 пусков в 1970-х у нас против 273 в Штатах, а в 1980-е – и вовсе 954 против 161. Мы были не только первыми, но и лучшими. Мы раздвигали границы возможного для человечества, в прямом и переносном смысле добирались до высот и дистанций, которые были недостижимы ни для кого больше. Даже в песнях, даже в шутках мы твёрдо знали – зато мы делаем ракеты! Космос был мечтой поколений!

А что же сейчас? Нынешний Роскосмос стал гораздо чаще всплывать в информационном омуте не в связи с космическими открытиями, а в связи с космическими скандалами. Многим всё ещё памятна история с дракой. Иные вспомнят о судьбе Фобос-Грунта. Другие – о том, как сильно в целом увеличилось число неудачных пусков. В первые годы после исчезновения Союза – в 1992 – 1995 процент неудач был равен всего 2, в следующие годы с 1995 по 1999, когда на космос во всю силу подействовало лихолетье 90-х, число неудач было рекордным – 8,5%. Далее они начали постепенно снижаться до 4,3% в конце 00-х, чтобы в минувшем десятилетии превзойти все мыслимые величины, обставив даже вторую половину Нового Смутного времени 1990-х. А полный крах в разработке нового пилотируемого орбитального аппарата? Проект Орёл, который успели переименовать уже дважды (какое-то время он значился как Федерация, а “в девичестве” и вовсе был ПТК НП) был принят в 2009 году – тогда первые беспилотные испытательные запуски планировались на 2015 год. Позднее они были перенесены на 2017, потом на 2018, на 2021, на 2022. Теперь в качестве заветной даты значится 2023. Какой год будет следующим? Делайте ставки, граждане!  Комедия… Ей богу, смешно бы было – кабы не было так тоскливо.

Важнейшим оправданием для затяжки сроков изначально была неготовность новой ракеты-носителя. Путь, по которому должна была пойти отечественная космонавтика, выбирался весьма долго. Но вот выбор сделан – уникальная система Ангара – не одна ракета, а целая серия разной мощи ракет, собираемая по модульному принципу из сходных комплектующих. Дешевизна! Массовость! Ну да, разумеется… В реальности проект уже успел стать одним из самых дорогих в истории современной отечественной космонавтики. Даже Счётная палата вынуждена была в итоге заняться этой проблемой, и заявила, что налицо чудовищный перерасход средств и многократное повышение цены отдельно взятой ракеты по сравнению с первоначально заявленной. Было это в 2013 году…

Дата первого пуска откладывалась и переносилась на другой год более 5 раз! Изначально предполагалось 4 серии ракет класса Ангара: от лёгкой Ангары А-1 через серии А-3 (средняя) и А-5 (тяжёлая) к сверхтяжёлой А-7. В реальности были осуществлены пробные пуски только двух ракет Ангары А-1.1 (в действительности не готовой серийной ракеты, а специального экспериментального изделия) 9 июля 2014 и А-5 – 23 декабря 2014 и 14 декабря 2020 (при том, что первоначально второй испытательный пуск планировался ещё на 2016 год). А-3 и А-7 до сих пор не запускались даже в пробных/экспериментальных версиях, существуют только в чертежах – и вполне очевидно, что так оно и останется в дальнейшем. О введении ракеты в регулярную и постоянную эксплуатацию нет и речи: вплоть до 2025 года Ангару А-5 планируют – и это ещё если не случится никаких набивших оскомину переносов – запускать ровно по одной в год! Причём исключительно в автоматическом режиме. Пуска А-5 с человеком на борту нет пока даже в самых приблизительных планах – всё, что об этом можно сказать: он состоится не ранее 2025 года. Если, конечно, это вообще когда-нибудь произойдёт…

В свою очередь изготовители Ангары долгое время оправдывались неготовностью космодрома Восточный – стартовые комплексы Байконура де устарели. Восточный… Самый большой проект нашей космонавтики – и самый большой провал. Уже сейчас этот вроде бы как достроенный, но постоянно требующих различных доработок и так и не введённый в полноценную эксплуатацию космодром – на сегодняшний день с него было произведено только семь пусков, из которых один – неудачный, является самым дорогим подобным объектом в мире. Стройка началась в 2011-м. «С самого начала работы велись хаотично, бессистемно, — говорил в конце 2014 года тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко. «Проектно-сметная документация запоздала на два года», — подтверждает его слова первый замглавы Спецстроя Александр Загорулько. Когда сметы все-таки пришли, оказалось, что прописанные расценки в два раза ниже тех, что уже понес Спецстрой. В результате и денег потрачено больше, чем выдали, и отчитаться по выполненным работам не получается, объяснил положение Загорулько. 100 миллиардов рублей — столько государство выделило на космодром с 2011 по 2014 год. Еще 40 миллиардов было перечислено Спецстрою с начала 2015-го. В мае 2015 агентство попросило еще 20 млрд рублей – они тоже были выделены. И при всём этом в 2015 и 2016 году полыхал чудовищный, позорнейший скандал, когда работникам Спецстроя, работающим на объекте колоссальной важности, одной из самых крупных и ответственных строек страны, месяцами не выплачивали зарплату! Были забастовки, был суетящийся Рогозин, были обещания всё погасить и со всеми рассчитаться – каждый раз оборачивавшиеся пшиком. И была потрясающая история многомиллионных хищений, история с разъезжающим по Минску на Мерседесе со стразами из кристаллов Сваровски директором фирмы-подрядчика. Арестовали – спасибо братской Беларуси. И как это мелко, как низко – лишать миллионы мечты, зримого символа силы Человека, всему роду людскому, если угодно, подрезать крылья ради блестящих камней! Варварская дикость, убогость разума…

В середине 2016 года следствие установило, что сумма хищений при строительстве космодрома «Восточный» составила свыше 5 миллиардов рублей. Впрочем, это ещё вполне возможно не окончательные данные – уже тогда было открыто несколько уголовных производств. В феврале 2017 года за невыплату зарплаты работникам в Бузулукском райсуде начали судить руководителя компании «Спецстрой». В прошлом же году произошла и ещё более интересная и вопиющая история: за мошенничество был арестован топ менеджер Роскосмоса Владимир Евдокимов, который, однако, за свои преступления перед законом уже не ответит. Какие-то иные силы приговорили его к высшей мере и успешно привели приговор в исполнение: утром 18 марта 2017 в одной из камер СИЗО №5, в туалете, был найден окровавленный труп Владимира Евдокимова. На теле насчитали три ножевых ранения, смертельным из которых оказался удар в шею — была перерезана сонная артерия, топ-менеджер «Роскосмоса» истек кровью.  Примечательно, что вместе с Евдокимовым в камере находились более 10 человек. При этом информация о том, были ли они свидетелями убийства, разнится. Первоначально сообщалось со ссылкой на заключенных, что они ничего не слышали. Однако в эту версию верится с трудом: туалетная комната отгорожена от остального помещения фактически лишь тонкой перегородкой. Т. е. почти наверняка об убийстве знали – но никто надзирателям о нём не сообщил. Из корыстных побуждений? Из страха? Или не было смысла сообщать тем, кто и так лучше всех всё знал? Председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы Вадим Горшенин и член комиссии Иван Мельников рассказали, что Евдокимов чуть более чем за месяц до убийства был переведен из спецблока СИЗО №5 («Водник») в обычную камеру. Главное отличие новой камеры от прежней – в ней нет видеонаблюдения… Концы каких афер в итоге оказались успешно спрятаны в воду? Надо думать, масштаб у этих махинаций действительно был космическим, если в итоге подельники Евдокимова решились убрать его столь рискованным способом. В «Роскосмосе» Евдокимов, к слову,  отвечал за контроль качества и надежности…

Тем временем мы уже вовсю парим в заоблачных высях, оставив позади всех конкурентов. Ну, если верить многочисленным твиттам господина Рогозина, конечно. Вообще рецепт нынешнего главы Роскосмоса – поменьше внимания к каким-то там ничтожным циферкам, побольше фантазии и перспективы! Бросает Рогозина как корабль в бурном море от одной потрясающей идеи к другой. Мы летим на Марс! Нет, на Луну! Да, именно так, а ещё строим отдельную национальную космическую станцию! Но настаиваем на модернизации МКС! И всё – одной левой, всенепременно! Что нам бракодел Маск – мы его так, тьфу, да и всё, разве только про батут пошутим! Главное, верить, ждать – и, конечно, давать деньги. В августе 2020 Роскосмос дополнительно затребовал 45 миллиардов на финансирование работ по Ангаре сроком до 2026 года. Тем временем портфель коммерческих заказов на А-5 – повторюсь, единственную ракету в серии, которую можно надеяться довести до ума в обозримом будущем, практически пуст – там только один единственный законтрактованный запуск. Слишком дорого. Уже сейчас условия конкурентов существенно лучше, только у них до полноценного ввода носителя в эксплуатацию остаётся всего-ничего, год-полтора самое большее, если говорить о Фальконах, а у нас… всё хорошо, прекрасная маркиза! А вы что подумали?

Тем временем господин Рогозин не перестаёт фонтанировать идеями. Например, не так давно предложил перекрасть отечественные ракеты под гжель и хохлому. Зрелище должно выглядеть, в самом деле, незабываемо. Юмор юмором, но когда автор этих строк впервые прочитал о столь рациональной и своевременной идее начальника отечественной космонавтики, подумывал – а не пора ли вызывать санитаров? Даже в нашем тяжело больном на голову мире, находящемся в глобальном кризисе капиталистической формации, это как-то чересчур. Слишком бредово, чтобы быть правдой. Ан нет, недооценил я, на что способно наше расейское чиновничество!

Некогда передовая – в стране и мире отрасль, отрасль-символ, отрасль-гордость, отрасль-мечта стремительно, со скоростью ракеты скатывается в какой-то непрестанный позор. Все, кто с замиранием сердца смотрит в ночное небо, все, кто помнит и любит незабвенную улыбку Гагарина – неужто мы позволим всему этому так и оставаться!? Космическая мечта поколений гибнет, её ужимают и кромсают по бедности – а на самом деле из-за вопиющей неэффективности нынешней системы. Системы, которой не нужны дали и выси. Системы, которой нет дела до космоса. В своё время люди, чьим символом была красная звезда, почти дотянулись до иных светил и вписали свои имена золотыми буквами в историю цивилизации. Чем запомнимся мы?

Именно сейчас, именно сегодня — накануне юбилейного Дня космонавтики, нужно говорить и думать об этом…

Мизеров Иван

Обратная связь