Проектирование и строительство
23 декабря 1954 года Совет министров СССР принял постановление о сооружении большого московского стадиона. Проектирование Большой спортивной арены в составе спорткомплекса началось в январе 1955-го. Проект был выполнен за 90 дней авторским коллективом под руководством архитекторов Александра Власова, Игоря Рожина, Николая Улласа, Александра Хрякова, а также инженеров Всеволода Насонова, Николая Резникова, Василия Поликарпова.
Строительство стартовало в апреле 1955 года. Постройку курировала Первый секретарь Московского городского комитета КПСС Екатерина Фурцева. Это позднее ее будут с оттенком опаски именовать «Екатериной Третьей», а в 1954 году она только-только заступила на пост Первого секретаря МГК, сменив Ивана Васильевича Капитонова. В то время ей было еще далеко до пятидесяти, наверняка она не потеряла комсомольский задор, и во многом с ее подачи возведение спортивного комплекса в Лужниках было объявлено ударной комсомольской стройкой. А помимо всего прочего, наверняка на совещаниях с ее участием все мужчины переглядывались, подтягивались и думали про себя: «Вот это ― Женщина! Первая красавица не только в партии, а и вообще!»
Нельзя не отметить, что место для строительства огромного спорткомплекса было выбрано весьма проблемное. Обширная пойма Москвы-реки, сильная заболоченность, окраина тогдашней Москвы, мало похожая на город, скорее на большую деревню. Само название «Лужники» произошло от слова «лужа».
Противоположный берег Москвы-реки, отмеченный крутым взлетом на Воробьевы горы (они именовались тогда Ленинскими) считался уже за городской чертой, и вдоль Воробьевского шоссе выстроились еще с царских времен дачные особняки для высокопоставленных лиц. В одном из них жил легендарный генерал Алексей Алексеевич Игнатьев, автор знаменитой книги «50 лет в строю». Вся его жизнь была образцом высшей степени благородства и верности, что могло доходить даже до юмористических моментов. Так, в послевоенные годы ему полагалась персональная «Победа» с водителем. Обычное дело, люди его ранга могли ездить и на «ЗИМах», даже и на «ЗИСах». Игнатьев никогда не заявлял претензий на что-то большее, чем имел от государства, и даже иногда конфликтовал на эту тему со своей супругой, блистательной в прошлом балериной, участницей «Русских сезонов» в Париже Натальей Трухановой. В один прекрасный момент он приобрел личную «Победу» и тут же обратился к руководству с просьбой лишить его персональной машины. Никто и не мыслил лишать его права пользования государственным персональным средством передвижения, но он всегда считал, что казенное имущество неизмеримо важнее личного, и при наличии личного транспорта ездить на государственном недопустимо. В его особняке на Ленинских горах имелся домик привратника, функции которого выполнял денщик, почти что ровесник генерала, служивший ему с юных лет. Он никогда не забывал, кому служит, и докладывал прибывшим в отсутствие хозяина (графа!): «Их сиятельство изволили уехать в ЦК КПСС». Так что с Ленинских гор за строительством было весьма удобно наблюдать и изумляться темпам комсомольской ударной стройки.
Созидательный порыв молодежи 50-х был совершенно беспрецедентным. На месте будущего спортивного комплекса были снесены все постройки, восемь тысяч человек переселили в новые дома, под снос попала в том числе и Тихвинская церковь — памятник архитектуры XVIII века. На строительную площадку завезли более трёх миллионов кубометров грунта и вбили 10 тысяч опорных свай. Спортивный комплекс был возведён в рекордные сроки — за 450 дней — и занимал общую площадь 160 га. Он был открыт 31 июля 1956 года и стал первым в СССР масштабным проектом общественного комплекса, выполненного по принципам рационализма.
На тот момент вместимость Большой арены составила около 101 тысячи мест — для зрителей были установлены деревянные скамьи. Но кроме, Большой арены, словно по волшебству, возникли Малая арена, бассейн, Дворец спорта, Детский городок ― и на долгие годы Центральный стадион имени В.И. Ленина стал спортивной столицей всей страны.
Спортивная жизнь спортивного сердца страны
Центральный стадион открылся футбольным товарищеским матчем между сборными РСФСР и КНР. Единственный победный мяч в ворота сборной Китая забил нападающий сборной РСФСР и куйбышевских «Крыльев Советов» Вадим Редкин. 100 тысяч зрителей бурно приветствовали это событие, так что было слышно во всех Хамовниках (впрочем, тогда наш район именовался Фрунзенским, а с 1959 года стал Ленинским). В Лужниках была вывешена мемориальная табличка с упоминанием имени футболиста.
Летом 1956-го спортивный комплекс принял I Спартакиаду народов СССР, а через год — VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Более грандиозного форума эти фестивали еще не знали ― приехали делегации от 150 стран.
Ликующая молодежь заполнила Лужники до отказа, на всех аренах проходили товарищеские соревнования по разным видам спорта, Москва-река заполнилась лодками самого различного калибра и вида, звучали песни и стихи на разных языках, причем с полным взаимопониманием, ― Москва лета 1957 года с полным основанием могла претендовать на столицу всемирного счастья, и сердцем этого счастья был Центральный стадион имени Владимира Ильича Ленина в Лужниках.
Дружба всего дороже!
Дружба ― это знамя молодежи!
Все мы друзьями стали
На Шестом всемирном фестивале!
Между прочим, именно фестивалю всемирной популярностью обязана песня «Подмосковные вечера», хотя изначально она имела довольно скромные запросы и создавалась для фильма «Мы были на спартакиаде». Но, как видно, и здесь Лужники и первая Спартакиада народов СССР были тем стимулом, благодаря которому в любом уголке земного шара пели «Не слышны в саду даже шорохи, все здесь замерло до утра… Если б знали Вы, как мне дороги подмосковные вечера!»
В 1960 году на площади перед центральным входом стадиона был установлен памятник Ленину работы скульптора Матвея Манизера). 60-е годы стали поистине «золотыми» для Лужников, поскольку комплекс превратился не только в спортивный, но и культурный центр всесоюзного и международного масштаба. Дворец спорта стал концертным залом вместимостью 10 тысяч мест. Редкий школьник не смотрел там прекрасные новогодние представления (да и по нескольку лет подряд); но и для взрослых Дворец спорта давал аншлаги во время гастролей балетов на льду, выступлений эстрадных звезд со всего мира, а уж хоккейные баталии и чемпионаты всех уровней по фигурному катанию вообще не мыслились вне Дворца спорта.
Безусловно, знаковым событием для Лужников стала Московская Олимпиада 1980 года.
Нельзя не отметить, что это было время беспрецедентного обострения холодной войны. Президент США Картер объявил бойкот московской Олимпиаде, подняв мировой скандал в ООН по причине ввода советских войск в Афганистан в 1979-м. То, что этот ввод был осуществлен в полном соответствии с Договором 1921 года о дружбе, сотрудничестве и военной помощи, причем заключенный между Афганистаном и РСФСР на вечные времена, разумеется, в расчет не принималось. А то, что ввод наших войск буквально на считанные дни опередил фашистский переворот в Афганистане, спланированный и тщательно подготовленный США, как раз и взбесило наших «злейших друзей» из Вашингтона до белого каления.
Изначально планировался приезд на Олимпиаду спортивных делегаций от более, чем 140 стран ― масштаб, вполне сопоставимый с фестивалем 1957 года. Но под давлением США более 60 стран объявили о присоединении к американскому бойкоту. Это был мощнейший удар по спортивной жизни прежде всего своих собственных стран: ведь для огромного числа спортсменов Олимпиада всегда была главным событием в жизни, и ни к каким соревнованиям никто не готовился более тщательно, чем к Олимпиадам. Всегда спортсмены и тренеры строили план тренировок так, чтобы достичь пика формы именно к Олимпиаде, и этот процесс растягивался на годы. Обычным делом на каждой Олимпиаде был каскад мировых и олимпийских рекордов. Для спортсменов капиталистических стран успех на Олимпиаде был стартом к карьере в профессиональном спорте ― лучшей рекламы, чем олимпийская медаль, придумать было нельзя. Во всех видах спорта демонстрировались феерические достижения, причем в течение почти 30 лет (начиная с Олимпиады в Финляндии 1952 года) все более явственно обозначался перевес социалистических стран, хотя в собственно социалистической стране Олимпиада 1980 года проходила впервые. И вот ― подлое решение политиканов, лишившее праздника целое поколение лучших спортсменов. Многие спортсмены из стран, присоединившихся к американскому бойкоту, попытались обойти этот идиотизм, выступая не под флагом своей страны, а под международным олимпийским флагом. Но, как говорится, от этого радости мало.
Несмотря на гримасы холодной войны, Олимпиада-80 оказалась наполненной символизмом. Во-первых, приехали ровно 80 делегаций. Во-вторых, многолетний Президент МОК лорд Килланин, который накануне Олимпиады ушел в отставку (несомненно, все под тем же давлением политиканов из Вашингтона), все-таки приехал в Москву и участвовал в процедуре открытия Олимпиады, передавая власть новому Президенту МОК Самаранчу. В-третьих, на время всей Олимпиады была установлена идеальная погода (можно только задумываться, каких усилий стоило разгонять над Москвой облака с 19 июля по 3 августа). В-четвертых, на время Олимпиады из Москвы были удалены за 101-й километр все подозрительные элементы, и никогда за весь ХХ век в Москве не было столь блистательной чистоты и порядка, как в эти две недели. Весь комплекс в Лужниках был реконструирован, так что старшее поколение вспомнило лучшие годы конца 50-х ― начала 60-х, когда просто погулять по набережным было неописуемо приятно, ощущая рядом присутствие любимого человека и имея возможность посидеть вечерок в любом из уютных многочисленных кафе со спортивными названиями и аппетитными закусками. Как будто вернулась романтика первого послевоенного десятилетия!
Но символика этим не кончилась. Сборная команда СССР завоевала на Олимпиаде ровно 80 золотых медалей. Несмотря на отсутствие множества сильнейших спортсменов, на московской Олимпиаде было установлено 74 олимпийских, 39 европейских и 36 мировых рекордов. Ни на одной из Олимпиад ничего подобного не было! Это ли не опровержение политических подлостей наших «злейших друзей»? Особо следует отметить наших героических спортсменов: Владимира Сальникова, победившего в трех видах плавания (традиционных для гегемонии американцев), причем на своей коронной дистанции ― 1500 метров ― установившего такой мировой рекорд, который показался совершенно невероятным. Впервые в истории пловец преодолел марафон за время, меньшее 15 минут! Американцы отдыхают! А также в книгу рекордов Гиннеса записали нашего гимнаста Александра Дитятина, в каждом из упражнений поднимавшегося на пьедестал почета (за всю историю Олимпиад это не удавалось сделать больше никому). 8 медалей, из них три золотых!
Чрезвычайно яркими событиями явились как открытие, так и закрытие московской Олимпиады. Сравнивая эти праздники с последующими Олимпиадами, вплоть до самых последних, можно смело заключить: к уровню 1980 года ни одна из Олимпиад не приблизилась! Триумф советского образа жизни был несомненным.
А процедура закрытия Олимпиады вызвала у многих наблюдавших ее слезы: ощущение уходящего неповторимого праздника заставило грустить даже самых крепких на эмоции людей. Огромный символ Олимпиады — очаровательный Миша — улетел в небо под трогательную песню, сочиненную Пахмутовой и Добронравовым специально для этого дня и проникновенно исполненную Лещенко и Анциферовой:
На трибунах становится тише,
Тает быстрое время чудес.
До свиданья, наш ласковый Миша,
Возвращайся в свой сказочный лес.
Не грусти, улыбнись на прощание,
Вспоминай эти дни, вспоминай.
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи нам всем пожелай.
Расстаются друзья,
Остается в сердце нежность,
Будем песню беречь,
До свиданья, до новых встреч.
Пожелаем друг другу успеха,
И добра, и любви без конца.
Олимпийское звонкое эхо
Остается в стихах и в сердцах.
До свиданья, Москва, до свидания.
Олимпийская сказка, прощай.
Пожелай исполненья желаний,
Новой встречи нам всем пожелай.
Олимпиада, несомненно, была пиком в истории Центрального стадиона в Лужниках. В течение 80-х еще немало было событий в сердце нашей спортивной жизни, но такого триумфа не было больше никогда.
А с середины 80-х начала надвигаться перестройка, справедливо обозванная «катастройкой». Это вполне коснулось и Лужников. Романтические мотивы советской эстрады сменились во Дворце спорта и заново построенном концертном зале «Дружба» ритмами поп-арта, хэви-метал и прочей «восьмидерастии», собирающей уже совсем другую, чем в 60-е годы, публику. Зачастили иностранные исполнители, совершенно не похожие ни на Джордже Марьяновича, ни на Лили Иванову, ни на Анну Герман. Представить себе, что на концерте Анны Герман кто-то трясется в тупом ритме и ничего вокруг не замечает, издавая вопли в духе питекантропов, нельзя было даже в дурном сне. А на музыкальном фестивале мира с участием BonJovi, Оззи Осборна, SkidRow, Scorpions и прочих «звезд» весьма сомнительного характера в 1989 году вся эта «одноклеточность» уже была в порядке вещей, и 120 тысяч юнцов и юниц самозабвенно тряслись, в точности воспроизводя «дрожку» из «Хищных вещей века» братьев Стругацких. Тогда как на концерте Жана Татляна, приехавшего из Франции и ностальгически провозгласившего со сцены «Мы опять здесь вместе, и я пою для вас», зал «Дружба» был заполнен едва ли на десятую часть.
24 июня 1990 года в «Лужниках» в рамках фестиваля «Звуковая дорожка МК» прошёл последний концерт группы «Кино», на котором присутствовало 72 тысячи зрителей. Видите ли, «МК» превратился в законодателя мод для молодежи.
Весной 1992 года государственное предприятие, включающее спорткомплекс, было приватизировано и получило название «Олимпийский комплекс „Лужники“», а к июню того же года из названия стадиона было украдено имя Ленина.
Еще одна, пусть не самая важная, но характерная деталь биографии Лужников: в южной части комплекса в советское время обосновалась торговая ярмарка, где можно было без особой толчеи приобрести какой-нибудь ширпотреб. Особенно привлекательной эта ярмарка становилась накануне Нового года, когда вся она одевалась в волшебные одежды и радовала школьников, у которых начинались зимние каникулы. Можно было купить за символическую цену не только елочные игрушки, хлопушки, гирлянды и прочую новогоднюю чепуху, но и обзавестись зимним спортинвентарем, благо в Лужниках можно было надевать коньки прямо у входа: заливалась вся площадь комплекса, и можно было прокатиться через всю территорию, не попадая на предательски-шершавые места. На любое ледовое поле, включая каток вокруг Большой арены, можно было попасть бесплатно, поскольку вокруг льда никакой ограды не было, кроме снежных валиков. Платить следовало только за право погреться внутри помещений, да и то для школьников билет на каток Большой арены стоил 5 копеек ― столько же, сколько проезд на автобусе.
В 90-е же годы на месте ярмарки возник вещевой рынок, очень быстро превратившийся в обычную для рыночной стихии клоаку, где властвовали криминальные и околокриминальные элементы; постепенно степень мерзости настолько возросла, что все Лужники (да и прилежащие районы) просто стонали от тоски, и властью Лужкова этот рынок был в 2011-м закрыт.
Начало XXI века выглядело для Лужников довольно-таки мрачно. Исчезла обстановка романтической сказки, сопровождавшая Лужники в первые десятилетия их жизни. Некоторое оживление возникло тогда, когда ФИФА было принято решение о проведении в России футбольного чемпионата мира. Это произошло в 2010 году и повлекло за собой радикальную реконструкцию всего комплекса, но в первую очередь — Большой арены. С 2013 по 2017 годы Большая арена была выключена из спортивной жизни. В конце 2017 года была проведена жеребьевка финального турнира чемпионата мира, определившая весь порядок проведения игр.
Надо отметить, что подготовка к ЧМ превратила Лужники из места, где было приятно побывать каждому москвичу, в некий бизнес-центр, куда доступ разрешен только представителям определенной касты. При каждом входе появились КПП с роботами в униформе. Сильно пострадали зеленые насаждения, которые всегда радовали глаз и создавали впечатление огромного заповедного природного парка: одни только заросли сирени вдоль набережной по весне готовы были вдохновлять поэтов и художников. Серия митингов, собравших жителей окрестных районов с протестами против уничтожения любимого облика Лужников, не произвела должного воздействия на власти, продолжавшие превращать Лужники в «каменные джунгли».
На время проведения ЧМ-2018 стадион «Лужники» стал главной футбольной ареной страны. Летом 2018 года стадион принял семь матчей — четыре групповой стадии, один матч 1/8 финала, один из полуфинальных матчей и финал. Но ничего похожего на праздник эти события не представили. Скорее они были похожи на все те же тусовки в исполнении не ценителей спорта, а любителей потрястись и покривляться, независимо от происходящего на футбольном поле. И символ ЧМ ― волк «Забивака» ― никаких нежных эмоций, подобно Мише 1980 года, ни у кого не вызывал. Можно смело сказать, что подойдя к любому «фану», выкрикивающему что-то во славу своей команды, и показав ему «Забиваку», вряд ли можно было услышать от него что-то определенное по адресу этой эмблемы.
Характерным процессом для подготовки и проведения ЧМ-2018 был усиленный подсчет денег. По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, Россия заработала на проведении чемпионата более 850 млрд рублей (около 1% ВВП страны).
Много это или мало ― судить трудно, поскольку неизвестно, куда эти деньги пошли. Кроме того, сколько денег здесь бюджетных, а сколько частных, тоже покрыто туманом. Сравнивая с Олимпиадой-80, можноутверждать, что все, кто плакал, провожая улетающего Мишу, меньше всего думали о том, сколько было затрачено на проведение Олимпиады. А вот после ЧМ-2018 очень многие размышляли над тем, что деньги, потраченные на развлечения футбольных фанатов, можно было бы с куда большей пользой потратить на социальные нужды, поскольку положение народа за 30 лет после развала СССР превратилось в катастрофическое.
Сегодня в Лужниках на месте большого зеленого сквера стоит дворец художественной гимнастики с уродливой крышей в виде вьющейся ленты, построенный на деньги Усманова ― муженька главного тренера России Ирины Винер. На месте теннисного городка, некогда радовавшего глаз наблюдателя с метромоста и зимой превращавшегося в каток «Люкс», строится очередной бетонный монстр, заслоняющий собой даже концертный зал «Дружба». Плавательный бассейн, в котором во время Олимпиады-80 наши пловцы во главе с Владимиром Сальниковым демонстрировали мировой класс и завоевали 22 медали, 8 из которых были золотыми, а всего на московской Олимпиаде было установлено 7 мировых рекордовв плавании, снесен, и на его месте построен аквапарк, т.е. больше развлекательный, чем спортивный, объект.
В общем, облик Лужников, всегда бывших спортивной гордостью Москвы и всей страны, в условиях капитализмавсе больше блекнет и наводит на настоящего москвича тоску. Хотя сегодняшняя Москва сильно обеднела москвичами настоящими. И это ― тоже следствие того криминал- компрадорского капитализма, который нам всем навязан в последние 30 лет. Увидим ли мы настоящее возрождение Лужников с возвращением им имени Ленина? Все зависит от тех, о ком поется в песне: «За нами придут другие, моложе и лучше нас!»