о материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
«Царь милостиво нам назначил нового ВРИО, Кожемяку. Кожемяка специально с Сахалина прилетел к царю, чтобы испросить царского благословения. Не могу избавиться от мысли, что нас заставляют жить по обычаям какого-то средневекового монгольского ханства.
Претендент на княжение в Приморье не выходит в народ, а ездит получить ярлык на княжение к московскому хану. Не пора ли нам перейти из средневековья в XXI век?» – так житель Владивостока Юрий Кучин отозвался на последние события вокруг беспокойного Приморья.
Возглавлявшему почти год Приморский край Андрею Тарасенко в минувший четверг, наконец, удалось избавиться от статуса «временного». Он больше не врио. Правда, от должности губернатора он тоже избавился. Новым врио Владимир Путин назначил действующего главу Сахалина Олега Кожемяко. Как объявлено, по желанию и просьбе самого Кожемяко.
А ведь еще на прошлой неделе казалось, что ни фактический проигрыш второго тура выборов кандидату от КПРФ Андрею Ищенко, ни масштабная фальсификация на глазах у всего края и всей страны итогов голосования в пользу действующего главы, ни отмена этих итогов ЦИКом не сломили Тарасенко.
«Добро, давайте остановимся пока, что на третий тур надо идти», – с такими словами обратился он к сотне бюджетников, собравшихся во Владивостоке на митинг в его поддержку. Правда, такое решение далось ему нелегко. Несколькими часами раньше он заявил, что в выборах участвовать не будет. Но в конце концов, решение не далось ему вовсе. По крайней мере самостоятельное. Тарасенко вновь передумал – или его вынудили придумать: «Я считаю, что мне сегодня на третий тур не надо идти. Не надо, чисто по-мужски. Я могу работать и в другом месте».
Теперь он и впрямь будет работать в другом месте. Говорят, в Москве, куда Тарасенко прибыл накануне, он встретился с сотрудниками президентской администрации и помощником президента Игорем Левитиным. Вроде бы договорились, что получит должность замминистра транспорта. Так что больше не придется ему на своих двоих бегать за приморскими речками и спасать карасиков.
Напомним, накануне второго тура выборов прибывший во Владивосток президент Путин решил поддержать своего назначенца. Встретился с ним лично, пообещав, что при голосовании «все будет нормально». Позволил высказаться публично в своем высочайшем присутствии на выгодную для пропаганды тему: как власти Приморья эффективно справились с последствиями наводнения. Ну Тарасенко и высказался: «Мне необходимо чистить реки, поднять грунт… Посчитать ущерб этих карасиков… Я бегаю за этой речкой, которая меняет русло, и постоянно меняю программы».
Смеялось всё Приморье. А потом проголосовало против Тарасенко. Но «потерять» стратегически важный для себя регион президент Путин никак не может.
И пока Тарасенко негласно встречался с чиновниками президентской администрации, решая свое будущее, сам Путин решал судьбу Приморья, и не только. В своей резиденции в Ново-Огареве он принял главу Сахалинской области Олега Кожемяко. Обсуждалась социально-экономическая ситуация в Сахалинской области. Но недолго. Почти сразу пришли к выводу, что на острове усилиями губернатора все складывается прекрасно. И переключились на многострадальное Приморье. Диалог, состоявшийся между ними, продемонстрировали все центральные телеканалы.
– Владимир Владимирович, будучи во Владивостоке на форуме, я как человек, который родился в Приморье, вырос там и начинал работать, конечно, смотрел на ситуацию, которая там возникла, она не очень хорошая, – поделился тревогами пока еще губернатор Сахалина Кожемяко.
– Что вы имеете в виду? – демонстративно удивился президент Путин.
– Я имею в виду ситуацию, связанную с выборами.
– Почему нехорошая? Нормальная ситуация, – парировал глава государства.
– Нормальная ситуация, – немедленно отреагировал, изменив свое мнение, Кожемяко. Что ж, недаром эксперты утверждают, что главное его качество как управленца – это суперлояльность. – Но в целом потенциал, который есть у Приморского края, он достаточно большой, это самый густонаселенный регион на Дальнем Востоке. То есть, безусловно, есть и экономика определенная, и есть рыбохозяйственный комплекс, сельское хозяйство развитое, стратегическое расположение Дальнего Востока к странам АТР.
Дав подобные оценки состоянию дел в регионе, Олег Кожемяко выразил желание поучаствовать в губернаторских выборах в Приморье, – и из президентского кабинета вышел уже не сахалинским, а приморским главой, правда, пока еще с той самой приставкой «врио».
Конечно, диалог этот, мягко сказать, озадачивает. Неужели президент и гарант Конституции впрямь полагает, что отмена итогов выборов в результате масштабных фальсификаций выборов – это «нормальная ситуация»?
Впрочем, само назначение нового главы Приморского края свидетельствует об обратном. Если уж Владимир Путин прибегнул к помощи трижды (а учитывая нынешнее врио – четырежды) губернатора Олега Кожемяко, значит Кремль очень встревожен.
Главой администрации Корякского АО он был назначен в 2005 г., после того, как его предшественника на этом посту Владимира Логинова президент Путин уволил с формулировкой «в связи с утратой доверия».
В октябре 2008 г. Владимир Путин, опять-таки «по утрате доверия», уволил губернатора Амурской области Николая Колесова. И опять-таки регион президентским решением возглавил Олег Кожемяко. Губернатором Сахалина его назначил все тот же Путин после ареста в 2015 г. проворовавшегося Александра Хорошавина. Через несколько месяцев он выиграл губернаторские выборы, получив, по официальным данным, около 68%.
Стало быть, по сути, Москва признала: в Приморье также произошел акт грандиозной кражи – на выборах. Потому и понадобился «кризисный менеджер», прикрывающий коррупционные провалы партии власти. Ну а кадровый президентский резерв из лояльных и не проворовавшихся (или не попавшихся), видимо, очень ограничен. Вот и перебрасывают одного и того же. Первая антикризисная мера уже намечена. В законодательство Приморья срочно вносят поправку, чтобы Кожемяко мог избираться губернатором как самовыдвиженец, а не от партии «Единая Россия». Ведь в противном случае выборы могут пойти и на следующий круг.
На вопрос, как он оценивает политическую ситуацию в Приморье, Олег Кожемяко, уже получив новое назначение, ответил почти также невнятно, как его предшественник Тарасенко про карасей и речки: «Население проголосовало так, как проголосовало. Здесь просто нужно работать с населением».
Вообще-то население Приморья проголосовало за коммуниста Андрея Ищенко. Но его победу ЦИК и президент аннулировали. Ну а как в ходе выборов идет «работа с населением» (а заодно и бюллетенями), прекрасно известно.
И все же все меньше граждан хотят быть безропотными подданными ханства, а не гражданами современной страны, которые могут сами определять свое будущее.
Е. ЮРЬЕВА
Комментарий редакции: Как видим, новый ВРИО Приморского края открыто проговорился про т.н. «работу с населением». В статье справедливо отмечено, что методы соответствующей работы уже проявили себя во всей красе на протяжении выборов, имевших место на протяжении последних тридцати лет. Что же, карты раскрыты противоположной стороной. Нам ясно, что местная олигархия намерена снова запудрить мозги народу, а потом, воспользовавшись его доверием, обмануть. Только одно это является поводом для того, чтобы осознать положение вещей и проголосовать за кандидата от коммунистов и патриотов. Вспомните итоги второго тура губернаторских выборов Иркутской области. Там народ принял массовое участие в голосовании, благодаря чему удалось воспрепятствовать разбойным планам прежнего руководства сфальсифиццровать выборы и задействовать на полную катушку административный ресурс. Так проявим же волю на сей раз. Вот жители Владивостока вышли на площади города, протестуя против нарушения выборного законодательства. И федеральные власти вынуждены были формально отреагировать. Пусть они не то решение приняли, но всё же формально признали факт вброса бюллетеней в пользу Андрея Тарасенко. Так и сейчас. Если жители Приморского края проявят сознательность, в массовом порядке придут на избирательные участки, проголосовав за представителя КПРФ и народно-патриотических сил, то результат, несомненно, будет.