Персоны и даты

15.06.1896

Иван Алексеевич Лихачёв

15 июня 1896 года – родился Иван Алексеевич Лихачёв, советский государственный деятель, один из организаторов советского машиностроения, директор ЗИЛа (1926-50 гг.). Лауреат Сталинской премии.

Иван Алексеевич Лихачёв родился 3 (15 июня) 1896 года в селе Озеренцы Веневского уезда Тульской губернии в крестьянской семье.

В 1908 году окончил сельскую школу и устроился учеником в медницкую мастерскую Путиловского завода в Петербурге. Во время Первой мировой войны служил матросом на Балтийском флоте.

В 1917 году Лихачёв вступил в Коммунистическую партию. В 1917—1921 годах был командиром Красной Армии, работал во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК). В 1921 году был направлен на профсоюзную работу, одновременно учился в Горной академии, позднее в Электромеханическом институте в Петербурге.

В 1926 году И.А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (затем ЗИС), на этом посту проработал 13 лет. Лихачёву достался маленький и плохо оснащенный завод. Но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв создал мощнейший автогигант. В 1929 и 1930 посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. Его хотели даже переманить в Америку, но Иван Алексеевич оказался верным сыном своей родины.

С 1939 года по 1940 год — Народный комиссар среднего машиностроения СССР.

В 1940—1950 годах вновь возглавлял завод. За время его работы завод стал крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год. В годы ВОВ Лихачев неистово, в духе тяжелого военного времени командовал заводом, снабжая армию оружием и грузовиками. Иван Лихачев новаторски организовал сборку автомашин на конвейере, впервые в СССР. За годы эвакуации завода ЗИС 1941-1942 Лихачев наладил производство на таких стратегически значимых для СССР предприятиях, как Ульяновский автомобильный, Маисский автомоторный, Челябинский кузнечно-прессовый, Шадринский автоагрегатный заводы. Эти мощные титаны производства - промышленное достояние всего СССР. За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков и тягачей, а также санитарных автобусов ЗИС-16С.

В 1949 году за разработку метода перевода поточного производства на выпуск новой модели автомашины без прекращения выпуска продукции И.А. Лихачёв удостоен Сталинской премии второй степени.

В 1950—53 годах директор Московского машиностроительного завода.

1953—1956 министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Менее месяца проработал Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР (был назначен на эту должность в июне 1956 года).

И. А. Лихачёв умер 24 июня 1956 года. Похоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

На 18-м съезде партии (1939) избирался членом ЦК ВКП(б); на 20-м (1956) — кандидатом в члены ЦК КПСС. Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат Верховного Совета СССР 1—5-го созывов.

Награждён пятью орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Сталинской премии 2-ой степени.

В июне 1956 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР Московский автомобильный завод получил его имя — ЗИЛ (до этого ЗИС (Завод им. Сталина)). Именем Лихачёва так же были названы улицы в ряде населённых пунктов СССР. В 1958 году в Москве появился бюст И.А. Лихачёва, в 2013 году в Тульской области был открыт памятник.

Обратная связь