Наша библиотека

18.05.2020

Помпадуры и помпадурши российской власти

Ещё Салтыков-Щедрин описывал истории, когда на ответственные посты государственного управления назначения производились не по деловым признакам, а в результате придворных связей, светских знакомств, умело предпринятых «искательств», как это было и во Франции XVIII века, когда страной той фактически правила фаворитка короля Людовика XV маркиза де Помпадур. От её прихотей и произвола зависело назначение и смещение высших должностных лиц в государстве. В России имя этой дамы приняло просторечную форму — помпадурша. Этим словом стали называть дам, приближённых к влиятельным лицам.

В ПУТИНСКОЕ ВРЕМЯ высоко вознесли подругу бывшего саратовского губернатора Л. Слиску. Особа эта, не без труда окончившая школу, учившаяся в торговом техникуме, протиравшая юбку в профсоюзах, в дремучие времена воровских реформ оказалась востребована во власти: стала вице-губернатором, а затем трижды вице-спикером российского парламента. Там её сразу же наделили учёной степенью кандидата неведомых наук. Очень скоро наградили орденами «За заслуги перед Отечеством» и Почёта, присвоили звание «Заслуженный юрист РФ». Ей даже наградной пистолет выдали. И было за что: голосовала за передачу Китаю амурских островов, отмену выборов по одномандатным округам, ущемление прав ветеранов на получение льгот и т.д.

 

Понятное дело, и слискины родные и близкие были устроены тоже на хлебные места. Муж оказался в мантии федерального судьи Мособлсуда, а родный брат пристроился сперва в облизбиркоме, а затем в кресле руководителя региональной регистрационной палаты. Что касается лично Слиски, то ей безвозмездно передали пакет акций ОАО «Трансмаш» на сумму 50 миллионов долларов. А она даже налог за столь щедрый подарок заплатить не соизволила, заявив, что… денег у неё нет. Дескать, дерзкие домушники, забравшиеся в её пятикомнатную элитную квартиру, всё унесли.

«Медведица» сообщила, что у неё украли большое количество дорогих ювелирных украшений, пять наручных часов, одни из которых стоят около 30 тысяч долларов, векселя на многие миллионы рублей, 85 тысяч евро, иконы и юбилейные монеты. По скромным подсчётам, общий ущерб, включая стоимость похищенных украшений, составил не менее полумиллиона долларов. Но явно, что не последнего лишилась, потому и сейчас не бедствует. «Единую Россию» она предпочла покинуть ещё в 2012 году и теперь ездит по святым местам, замаливая грехи то в Дивеевском монастыре, то в Тихоновой пустыни. Не стало Слиски на политическом олимпе.

Так не беда: у Путина есть более надёжные маркизы. Речь вовсе не о Кабаевой и Журовой, и даже не о Исинбаевой, которая не читала Конституцию, но «исправила» её до необходимого «обнуления» президента. Мы о более значимой даме. Высочайшим указом удостоена чина действительного государственного советника 1-го класса г-жа Набиуллина. И было за что. В американском Йельском университете её обучили всему, что нужно, и делегировали в советы директоров «Газпрома», РАО «ЕЭС», на пост министра экономики, а затем и главы Центрального банка России. Тут-то рубль в январе 2015 года сразу и «похудел» вдвое. С наступлением пандемии коронавируса в 2020 году он и вовсе истощал. За такие подвиги и заслуги её и удостоили многочисленных орденов, медалей и всяких званий.

В свершениях ей способствует муж Я. Кузьминов, бывший депутат Мосгордумы и поныне возглавляющий Высшую школу экономики, в которой плодят проекты новых реформ и кадры для их осуществления. А ведь, должно быть, читал этот учёный и общественный деятель на пару с супругой трактат своего отца, который так и назывался «Обнищание трудящихся при капитализме». По прошествии трёх десятилетий рыночных реформ пора бы сыну убедиться, насколько папаша был правильный доктор экономических наук. Но, видать, природа и в самом деле решила на детках отдохнуть.

Утомившаяся Эльвира Сахипзадовна даже потребовала, въезжая в кабинет руководителя минэкономразвития, чтобы бюджет обеспечил ей рабочее место за столом из массива итальянского ореха, с художественной инкрустацией способом маркетри Луи XIV, со вставками шпона и кожи ручной работы. Восседать она должна была в кресле из массива бука и кожи Nappa-Lux, окантованном золотыми гвоздями.

Ну а муж её тем более неутомим. Этот сын бывшего заместителя главного редактора журнала «Большевик» И.И. Кузьминова и подельник Е. Гайдара, А. Чубайса, Е. Ясина и т.д. успевает быть в общественном совете при минюсте, где отрабатываются радующие Россию законы. Он в общественном совете при минфине, где распределяются деньги российских налогоплательщиков туда, куда надо.

Кузьминов присутствует и в общественном совете при налоговом ведомстве, из которого вознёсся сам М. Мишустин. Он и при президенте, и при правительстве, и при Госдуме. Без него немыслимы самые глубокие преобразования в школе. И наград у него не меньше, чем у путинской маркизы. Его даже Служба внешней разведки и ФСБ отметили. Министерство обороны в связи с каким-то своим 200-летием наградило. А французы сподобились за неведомые нам заслуги наделить званием Офицера ордена Академических пальм. Лучше бы он под этими тропическими деревьями и остался навсегда отдыхать вместе с Эльвирой Сахипзадовной. Но нет же.

Разработанные при активном участии Кузьминова всякие законы и реформы реализуются обесцененными г-жой Набиуллиной рублями ещё одной дивной фавориткой Путина, неизменно пребывающей то министром в правительстве, то главным контролёром за утекающей из казны валютой. Ныне она в ранге вице-премьера, повсюду сопровождает президента и «считает с ним в столбик» народные деньги. Её и раньше ценили. Кудрин в минфине рабочего дня не начинал без возгласа: «Мне чай и Голикову». Вся надёжа у Путина на таких, как Татьяна Алексеевна. Она государственный советник того же класса, что и Набиуллина, только ещё и… доктор. Видать, по этой причине Путин и доверил ей всю медицину и социальную сферу огромной страны. До неё на этом поприще резвился Зурабов, высланный послом на Украину. Такие кадровые изменения подпортили и без того недобрые отношения с Киевом, где спрятали этого «дипломата».

А доктор Голикова оказалась с сомнительным дипломом вовсе даже не медицинских наук. Диссертации её — кандидатская и докторская — родились в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом институте одна за другой и сулили «на основе эффективного регулирования межбюджетных отношений преобразование всего механизма управления экономикой страны». Выходец из спецслужб этим, конечно же, проникся, будучи и сам кандидатом экономических наук. То, что в творениях доктора многочисленные заимствования без всяких ссылок на авторов — так это в духе воровской эпохи рыночных реформ. А вот деньги — благодаря монетизации льгот и продлению пенсионного возраста, резкому сокращению медучреждений и медперсонала — в бюджете сэкономить удалось в большом объёме и направить куда надо.

Национальный проект «Здоровье» реализован под руководством «мадам Арбидол», а потому на этапе борьбы с коронавирусом Голикова, конечно же, незаменима. Не зря же ей разные награды Путин вручал. «Почёта» — удостоена. «Дружбу» — обрела. А уж «За заслуги» трижды воздавалось. В стороне не остались даже сам патриарх с благодарной ей за всё сотворённое паствой. Наделили Голикову и орденом Святой равноапостольной княгини Ольги, и орденом Преподобной Ефросиньи, великой княгини Московской. И всё первой степени. Даже Слиска не сподобилась удостоиться такой милости.

Не приходится удивляться, что Голикова со своим выдающимся супругом Христенко, много лет опекавшим в ранге министра разрушающуюся отечественную промышленность, изволит проживать в элитном посёлке «Остров фантазий», сооружённом в природно-историческом парке «Москворецкий». Сам покойный столичный мэр Лужков, будучи ещё при должности, заявлял: «Здесь должны были быть построены спортивные объекты, а не дома для тех непростых людей, которые в них сейчас живут». Потому они там и обитают, что «элита», или, как определяли ещё во времена М.Е. Салтыкова-Щедрина, помпадуры и помпадурши.

Помпезности и дури у господ министров в огромном переизбытке. При немалом совокупном семейном доходе — за 5 лет в 138 миллионов рублей — они удосужились приобрести в 2017 году у офшорной компании с Виргинских островов имущество стоимостью 7 миллиардов рублей. Журналисты, вскрывшие сей факт, подсчитали, что 300 лет министерская чета должна была не есть, не пить, а денежки копить, чтобы прикупить в собственность гольф-клубы в Московской и Ленинградской областях. В подельниках у Христенко его бывшие заместители:

А. Дементьева и А. Реус. Собственность прибирают на семейном и бригадном подряде. Нажитое непосильным трудом вкладывают не в промышленность, науку, образование и медицину, а в развлечения, забыв о том, что даже в Древнем Риме, помимо зрелищ, думали и о хлебе.

ЕСЛИ КТО-ТО полагает, что подобное творится исключительно на вершине властной пирамиды, то это глубокое заблуждение. Происходит сие по всем городам и весям огромной страны — «от потрясённого Кремля до стен недвижного Китая». Только что в Ульяновске задержана известная бизнесвумен О. Колесникова. По делу о крупных хищениях муниципального имущества вместе с ней проходят и другие фигуранты. Обыски прошли в кабинетах заместителя мэра города, начальника управления имущественных отношений. Следователи наведались даже в Симбирскую епархию. Через неё и заключались воровские договоры с вороватыми бизнесменами, весьма близкими к власти. За минимальную стоимость дорогостоящее муниципальное имущество уступалось церкви, а затем епархия уступала его по договорам мены нужным людям. Так получилось, что оказавшаяся в узилище дама близка к супруге ульяновского губернатора.

Жена Цезаря, как водится, выше подозрений. Но, тем не менее, следует отметить, что у губернатора Ульяновской области С. Морозова вторая супруга Елена — женщина оборотистая. Он и сам не промах, если учесть, что в предыдущий кризис, якобы начавшийся в 2009 году и для жителей вверенного ему региона так и не кончившийся, суммарный доход его семьи за один только год вырос на 442%. Особенно ударно трудилась «вторая половина». Даже Набиуллина на пару с Голиковой не декларировали преумножение дохода за один год в 47 (!) раз, а жена губернатора разорённой области мигом оказалась в числе богатейших жён чиновников страны. Она занялась и ремонтом летательных аппаратов, и ресторанным бизнесом, и добычей полезных ископаемых, и операциями с недвижимостью… Всего не перечислишь.

Естественно, что губернатор не может в одиночку промысел чинить. Как говорится, «один в поле не воин». Эту премудрость всякий усвоил. Потому даже на разорённой территории приходится действовать с целым коллективом помпадуров и помпадурш. Сразу три бывших министра здравоохранения, депутат Законодательного собрания области (все из «Единой России») дружно отправились на скамью подсудимых за разграбление того, за что отвечали и что с успехом «оптимизировали», как велела Голикова.

Осуждена за взятку заместитель председателя регионального парламента г-жа Балакишиева, по совместительству отвечавшая за сбор средств с предпринимателей в предвыборную казну правящей партии. Приговор прозвучал и для руководителя ведомства по разбазариванию областного имущества г-жи Шаипкиной. Отделались все они условными сроками, денежными штрафами, но остались с солидными пенсиями из кармана не раз ограбленных трудящихся и при семейном бизнесе, который снова просят в условиях кризиса поддержать государственными ресурсами.

У губернатора Морозова, конечно, имеются в окружении и другие, даже более продвинутые помпадуры. Гендерная принадлежность их не имеет никакого значения. Главное, что у каждого в условиях пресловутого рынка выработался необходимый хватательный инстинкт. Весьма давно пребывает при губернаторе некая особа, коей поручалось даже заняться интеллектом населения, воздействием на него в нужном власти направлении. Имеющая страсть к обретению всяких дипломов и даже собиравшаяся защищать диссертацию по неведомой акмеологии, г-жа Опёнышева в ранге заместителя председателя правительства Ульяновской области взялась за решение грандиозных вопросов. Вскоре Счётная палата убедилась, что в деятельности подведомственного этой даме учреждения, абсолютному большинству граждан неизвестного, хотя и существовавшего на бюджетные средства, имели место некие странности.

Полный бардак в электронной конторе творился при попустительстве учредителя и распорядителя бюджетных средств, каковым являлись региональное правительство и министерство, управлявшиеся так и не защитившей диссертацию по акмеологии г-жой Опёнышевой. Там годами выписывались премии в сотни тысяч рублей начальству. Неведомо, за какие трудовые подвиги директору, с которым и трудовой договор не подписывали, обеспечивался внушительный рост зарплаты каждые 3 месяца.

Такое привидеться не может ни одному врачу, учителю или работнику культуры. Иное дело — в зажиточной электронной конторе, где поголовье бюджетников с достойным доходом росло весьма завидно. За один год штат работников в учреждении «а-ля Чубайс» увеличился в четыре раза. Трудоустроили туда кучу родных и близких «без соблюдения установленных требований о наличии высшего профессионального образования». Своя рука — владыка. В этой структуре возмещались за счёт бюджета даже расходы на приобретение спиртных напитков, продуктов питания, тапочек и т.п. Незаконные траты электронной конторы оказались столь велики, что на эти деньги в белые тапочки можно было обуть всех чиновников и депутатов путинской России. Но всё это было сущей мелочью.

Для развития якобы «единой системы электронного документооборота…» был заключён контракт с нужной московской «Компанией «ИнтерТраст». Сделали это «…без технического задания и согласованных условий по объёму и качеству выполняемых работ (услуг), без установленной ответственности за нарушение условий договора». Сумма сделки превысила 300 миллионов рублей. Только авансовых платежей незаконно выложили 110 миллионов 273 тысячи 100 рублей. Противоправный характер всех этих действий был признан органами финансового контроля, прокуратурой и судом, но всё ограничилось «мерами дисциплинарного воздействия» и взысканием с Опёнышевой штрафа в 20 тысяч рублей. А губернатор, как и прежде, доверяет ей выправлять интеллект жителей области так, чтобы и гражданам в вымирающем регионе было комфортно, и власть чувствовала себя вольготно.

Похоже, надеются, что сознание народа при столь массированной бомбардировке отрицательно заряженными электронами окончательно на атомы рассыплется. Технический прогресс должен приносить доход конкретным господам. Они даже на пенсию при такой напряжённой работе уходить не собираются. Г-жа Опёнышева заявляет, что она однозначно за продление пенсионного возраста, сама «полна сил и энергии» и намерена оставаться при должности, а не к станку идти.

И другие помпадурши из «медвежьей» партии и властных структур тоже не собираются пахать и сеять. Достигнув пенсионного возраста, заместитель губернатора г-жа Девяткина отправилась не грядки копать и клубнику выращивать. У неё вдруг обнаружился диплом кандидата каких-то наук. Мгновенно ректора педуниверситета Бакаева, до того бывшего генералом милиции-полиции, переместили в кресло председателя регионального парламента. А ныне он и вовсе от греха подальше перебрался на берега Невы.

Вскоре после передислокации чиновников выяснилось, что диссертации у этих помпадуров — плод непомерно многочисленных заимствований из работ других авторов, которых нагло обобрали, не соизволив указать, что и у кого взяли. На новоиспечённого и.о. ректора посыпались заявления в правоохранительные органы с требованиями о возбуждении уголовного дела по фактам мошенничества. Претендуя на звание доцента и утверждение в должности руководителя университета, мадам Девяткина разоблачала сама себя. Занимая высокую должность рядом с губернатором, она в рабочее время якобы ездила в другой город, где читала лекции в казачьем институте.

Понятно, что ни в расписаниях занятий, ни в зачётках студентов-казаков, да и в памяти этих несчастных, не осталось никаких следов от встреч со столь яркой подражательницей французской маркизы. Призналась она и в том, что в рабочее время трудилась не в доме правительства, а ещё в одном университете. Зарплату получала, но следов проводимых ею занятий обнаружить не удалось. Помнится, мадам де Помпадур, являясь фавориткой короля, творила что хотела и ни за что не отвечала. Девяткину тоже казнить не стали, а вместо этого… ректором утвердили. Ещё и общественную палату поручили возглавить для контроля за губернатором и всем областным чиновничеством.

Позаботился губернатор Морозов и о том, чтобы развитие гражданского общества осуществлялось под эгидой уполномоченных по разным вопросам. Для того создал он даже целую «Палату справедливости» с бюджетом в несколько десятков миллионов рублей. Несколько лет чиновники с министерскими зарплатами получали деньги в правительственной кассе в награду за борьбу с чиновниками, нарушающими права граждан. Такого даже во времена Гоголя и Салтыкова-Щедрина не было. Ревизор тогда по высочайшему повелению приезжал из столицы. А тут все свои.

Из министров в уполномоченные по правам человека определили г-жу Эдварс. За нехилую зарплату чиновница принялась защищать граждан в поте лица. На её сайте была размещена информация: «Уполномоченный по правам человека Эдварс Галина Анатольевна ведёт личный приём граждан в последнюю пятницу каждого месяца с 9.00 до 12 часов в порядке предварительной записи по телефону». Три часа в месяц на личный приём. Куда больше времени уходило на развитие семейного бизнеса, обеспечение карьеры сыновей, один из которых возглавлял фракцию «Единой России» в Законодательном собрании Ульяновской области, а ныне монополизировал рынок социального питания в школах, больницах… И несть им числа.

Дело не в Морозове. Не был бы он губернатором, на этом поприще оказались бы другие такие же. К примеру, г-жа Баржанова из той же «Единой России» претендовала на этот пост, и её желание едва не сбылось. Деловая дама отметилась везде и присутствовала повсюду: состояла в Союзе правых сил, перешла в «Единую Россию»; являлась председателем совета директоров ОАО «Хабаровский мясокомбинат»; входила в руководство политсовета правящей партии; имеет огромную квартиру близ Басманного суда в Москве, располагает собственностью и землями в Подмосковье и таёжными угодьями в Забайкалье. Была депутатом Госдумы.

Состоятельная представительница дремучей партии тоже проявила незаурядные навыки к обретению дипломов и званий. Не успела окончить она Петербургский инженерно-экономический университет, где в своё время отметились нетленными творениями и вице-премьер Голикова, и губернатор Морозов, сумевший, как явствует его диссертация, постичь даже теорию относительности, как тут же стала кандидатом экономических наук. Эта искусительница вещала избирателям, что она «бок о бок» с первым вице-премьером, министром финансов и на «одной ноге» с министром экономического развития. И ведь не врала.

Стране и народу противостоит камарилья. На самом верху орудуют меняющиеся группы интриганов, окруживших покои короля, который уже голый. Раздевают они не его, а страну. На местах промышляют господа помпадуры из числа земляков, приятелей и подельников тех, кому Кремль отдал на кормление целые регионы, из которых воздаяния за наделение властью поступают и к столичным «штучкам» на утехи, собственность и накопления.

М.Е. Салтыков-Щедрин, несомненно, подвёл бы такой итог этому грустному повествованию: «Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека. Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют… Даже расхитители казённого имущества и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет».

От себя добавлю: недоволен и трудовой народ. И даже начинает осознавать, что пора бы со всеми помпадурами и помпадуршами серьёзно разобраться.

Обратная связь