Наша библиотека

12.08.2019

Да, место поэта в рабочем строю

Отметив в прошлом году 125-летие со дня его рождения, мы с уверенностью можем сказать: Маяковский действительно трудом «громаду лет прорвал» и, подняв «над бандой поэтических рвачей и выжиг», донёс во все уголки земного шара «все сто томов своих партийных книжек».

ОДНАКО поэтические, а ещё больше политические рвачи и выжиги живучи. Лучшие произведения гениального автора — поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» — сегодня исключены из отечественных учебных программ по литературе. Их не пускают на эстрадные подмостки и на телевизионные экраны, но зато нет карантина на прорву эстрадных пошляков, от сальностей которых лоснится довольное «мурло мещанина». Те, чьи души «выел золотолапый микроб — рубль», как огня, боятся коммунистического «агитатора, горлана-главаря», который каждой строкой подтверждал высокую роль поэта и поэзии в обществе.

Пушкин, «наше всё», своим творчеством восклицал: «Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» — и потому справедливо назван «солнцем нашей (русской) поэзии». Маяковский — брат-близнец Пушкина. Оба видят свою задачу в том, чтобы разгонять тьму, «светить всегда, светить везде». Это советский единомышленник Пушкина выразил в потрясающей фантастической картине встречи поэта с солнцем за чашкой чая: два светила, по-дружески беседуя, делятся мыслями об огромных трудностях и вместе с тем о необходимости своей работы!

По мысли Пушкина, поэт и поэзия — эхо, которое откликается на всякий звук жизни. Маяковский называл себя должником у Вселенной: «Я в долгу перед Бродвейской лампионией, перед вами, багдадские небеса, перед Красной Армией, перед вишнями Японии — перед всем, про что не успел написать». Позиции гениев и здесь очень близки.

Пушкин называл поэта пророком, способным и обязанным «глаголом жечь сердца людей».

Маяковский согласен с Пушкиным: «А что если я народа водитель и одновременно — народный слуга…» По Ма-

яковскому, слова поэта отличаются от обычных: «Но как испепеляюще слов этих жжение рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца». Пушкин поддержан, конкретизирован, усилен Маяковским: «И песня, и стих — это бомба и знамя, и голос певца подымает класс».

Пушкин уверен: бессмертие поэта — в бессмертии народа, в котором поэт «чувства добрые… лирой пробуждал». Маяковский говорит о том же: «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье» (счастье — праздник добрых чувств); «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм» (социализм — общество Добра). Размышляя об отношениях поэта и власти, Пушкин отчеканил:

Беда стране,

где раб и льстец

Одни приближены

к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.

По мысли Пушкина, власть должна считаться с поэтом: он — выразитель мнения народа, а народ — творец истории. Вспомним:

Я памятник себе воздвиг

нерукотворный,

К нему не зарастёт

народная тропа,

Вознёсся выше он главою

непокорной

Александрийского столпа.

Власть поэта над людскими душами сильнее царской власти! Только так можно понимать эти слова гения. В самом деле, кто испытывает на себе хоть какое-то влияние Александра I, в честь которого возведён Александрийский столп в центре Северной столицы России? А влияние Пушкина на каждого из нас сомнению не подлежит.

Маяковский тоже верит в огромную силу вдохновенного поэтического слова: она способна и «мёртвых сражаться поднять».

Эта сила должна быть отдана народу: «Улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать», «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс».

Маяковский отдаёт её авангарду этого класса — партии коммунистов, завоевавшей власть. Он идёт служить этой власти, полностью разделяя и «развихривая» её идеи, советуясь с нею, отчитываясь перед нею и даже считая полезным получать от неё «задания на год». «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. С чугуном чтоб и с выделкой стали о работе стихов от Политбюро чтобы делал доклады Сталин».

ВСЕЙ мощью своего грозного оружия — сатирического смеха — Маяковский разит врагов пролетарской революции: «Рабочего громады класса враг — он враг и мой, отъявленный и давний»; «Теперь для меня равнодушная честь, что чудные рифмы рожу я. Мне как бы только почище уесть, уесть покрупнее буржуя».

Грозное оружие сатиры — «рифм отточенные пики» — поэт направляет не только против внешних врагов пролетарской революции, но и против не менее опасных внутренних врагов: шкурников, пьяниц, мещан с их комнатными канарейками, прозаседавшихся бюрократов, самовлюбленных «главначпупсов» и т.д. и т.п. «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!»

Пророческое предупреждение!

По Маяковскому, пролетарский поэт — это рабочий. Его работа — шлифовать мозги «рашпилем языка». Сложность этого дела сравнима со сложностью добычи радия, и потому оно требует уважительного отношения со стороны государства («Разговор с фининспектором о поэзии»). В стихотворении «Юбилейное» Маяковский говорит, что в алфавитном строю он близок к Пушкину и рядом с Некрасовым. Некрасов призывал поэта: «Иди к униженным, иди к обиженным — будь первый там!» Маяковский шёл к ним. «Я весь — боль и ушиб», — писал он о себе, и считая себя способным быть голосом «безъязыкой» улицы, стал им. Когда народ страдал от мук, которые несла ему Первая мировая война, Маяковский громче всех других поэтов кричал не «Война до победного конца!», а «Никто не просил, чтоб была победа родине начертана. Безрукому огрызку кровавого обеда на чорта она?!»

Быть народным поэтом для Некрасова значило активно и самоотверженно, не жалея себя, бороться за счастье своего народа, своей Родины. Кто не знает его знаменитое:

Иди в огонь за честь

отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь не даром:

дело прочно,

Когда под ним струится

кровь…

Маяковский столь же решителен и категоричен: «Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! — и окровавленную дам, как знамя». Ещё: «Умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мёрли наши!»

НЕКРАСОВ считал, что писать о народе и для народа надо народным языком: «Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме». Писать надо, выражая свои мысли так, как это любит делать народ в своих пословицах и поговорках: «чеканить» стих, «чтобы словам было тесно — мыслям просторно».

Время Маяковского было революционным: с треском рушился старый мир, «дни грохотали разрывом гранат». Старый стиль поэзии «барских садоводств», который пролетарский поэт характеризует словами «тиндиндикать» и «мандолинить», не годился в эти дни. Чтобы быть услышанным в грохоте сражений, надо было перекричать выстрелы и взрывы. И Маяковский переходит на тонический, то есть ударный, ритм стиха, пишет марши, лозунги, частушки, рождает новые слова, ищет звучные, хлёсткие, полные рифмы, шлифует алмазной, победитовой крепости афоризмы. Любимым его звуком становится раскатистый «Р»:

Разворачивайтесь

в марше!

Словесной не место

кляузе.

Тише, ораторы! Ваше

слово, товарищ маузер.

* * *

Милкой мне в подарок

бурка

И носки подарены.

Мчит Юденич

с Петербурга,

Как наскипидаренный!

* * *

Гром из-за тучи, зверея,

вылез,

Громадные ноздри задорно

высморкав.

* * *

Мы всем рабам рады

помочь,

сражаясь, уча и питая.

Мы с вами, китайцы!

— Прочь руки от Китая!

* * *

Быть коммунистом —

значит дерзать,

думать, хотеть, сметь!

* * *

Лет до ста расти

нам без старости!

Год от года расти

нашей бодрости!

Славьте, молот и стих,

землю молодости.

* * *

Коммунизм —

это молодость мира,

И его возводить молодым!

Место Маяковского, ощущающего себя народа водителем и одновременно слугой народа, — в первых его рядах, в рядах борцов за торжество Справедливости на Земле. За жизнь «единым человечьим общежитьем» без войн и границ, когда, по словам поэта, «пушки будут на лужайке мирно щипать траву», когда исчезнут чиновники и будет много стихов и песен.

Маяковский — это жизнь.

Маяковский — это труд.

Маяковский — это любовь.

Маяковский — это ненависть.

Турецкий поэт-коммунист Назым Хикмет

Обратная связь